Когда мы думаем о пространстве в его космическом измерении, мы представляем себе затерянные на неизмеримом расстоянии звезды, спирали и сферы. Однако если звезды и спирали оставляют нам определенную свободу интерпретации их формы, то все единодушны в том, что сфера является безукоризненным символом совершенства. Человечество всегда мечтало о путешествиях, жизни, полетах по орбите сферического пространства. Бусинки и стеклянные шарики, мячи и большие воздушные шары — сферы окружают нас, они всегда рядом и вместе с нами. Тем не менее, для нас все еще непросто войти внутрь них, жить в них днем и ночью, стать частью сферы.
Именно этими скрытыми мотивами объясняется большой интерес, который вызвал проект нового офиса компании IGuzzini Illuminazione, построенного неподалеку от Барселоны, в Сант-Кугате-дель-Вальес, вдоль двух дорог. Он возвышается среди множества банальных коммерческих зданий, подобно готовому к полету воздушному шару. Архитектор Хосеп Миас говорит, что его стеклянная сфера была навеяна творчеством русского теоретика конструктивизма Ивана Ильича Леонидова, другие видят в ней влияние французского неоклассика Этьена-Луи Булле, а кое-кто — легкость геодезических куполов американца Бакминстера Фуллера. Безусловно, это здание берет начало из старых идей, которые в свою эпоху казались утопией, а в наши дни смогли быть реализованы, благодаря новым технологиям, одной из которых является — керамический гранит. От вертолета Леонардо до космических кораблей Жюля Верна — эта каталанская архитектура также является подтверждением того, что любая человеческая идея со временем может стать реальностью.
Физически и визуально это сооружение передает легкость и оригинальным образом взаимодействует с исходным материалом и чувствительностью заказчика: компании-лидера в области осветительных систем, которая уже на протяжении долгого времени занимается темами экологии и визуального загрязнения. Здание состоит из двух основных частей: первая находится на полуподвальном этаже и предназначается для складских помещений, стоянки, шоурума и зрительного зала. Вторая — это сферическая структура, при проектировании которой особое внимание было уделено вопросам энергосбережения. Сфера опирается на центральный пилястр с опорной конструкцией, которая поддерживает все здание. Его эффективность была достигнута, благодаря расчету положения стекол по отношению к солнечным лучам. Защита от солнца обеспечивается покрывающим стеклянный фасад и натянутым на трехмерную металлическую структуру полотном. Кроме того, на юге сфера окружена солнечным щитом из алюминиевых панелей, которые позволяют проникать свету зимой, и отражают прямое излучение летом.
Большое центральное патио, на которое выходят все этажи здания, позволяет проникать естественному свету даже на подземный этаж, а также собирает и сохраняет теплый воздух зимой и играет роль вентиляционного колодца в самые жаркие месяцы. Большинство внутренних пространств окрашено в белый цвет, создающий идеальные условия для наблюдения за изменчивостью света, в оформлении отдельных интерьеров использована стеклянная мозаика. Здание занимает площадь 9000 кв. м, а летом наружный атриум может использоваться для встреч и выставок под открытым небом, с видом на внешнюю структуру и обтянутый тканью фасад.
Керамический материал для фальшполов всех этажей, для наружной укладки и для облицовки стен и полов туалетов был поставлен компанией Marazzi (керамогранит SistemT, серия Graniti), тесно сотрудничавшей с проектировщиками для адаптации существующих систем к сферической форме конструкции. Хосеп Миас назвал это здание «небом Игуццини». Работающие в нем люди дают высокую оценку наполняющей его атмосфере, где естественный свет проникает как из центрального пространства, так и с фасада. В дневное время сфера выглядит снаружи как непрозрачный шар, однако его обитателям кажется, что ее пространство настолько расширено, что оно не имеет границ между внешним и внутренним миром. Ночью же все преображается, и здание становится похожим на звезду, демонстрирующую свою сферическую светящуюся душу.