Заказать
обратный звонок

Никос Ктенас: сложность в простоте

646 0 2 июня 2012 24 марта 2015 7.6 мин.

Архитектор Nikos KtenasНикос Ктенас живет между Афинами и Лугано, где в конце 80-х годов он открыл свою архитектурную студию. Он завоевал известность на международной арене, благодаря проектам, очень далеким от логики суперзвезд: зданий, вернувших архитектурной дисциплине такие ценности, как материя, свет, память, чувство места, где заметны отзвуки Ле Корбюзье, интерпретированного в свете Де Стейл и актуализированного формальным радикализмом и влиянием минимализма. В его сооружениях прослеживается новый «критический регионализм», превосходно сочетающий в себе глубокое чувство «местного» с ощущением глобальности и универсальности архитектурного искусства.

Его дизайн проекты кажутся теоретическими моделями, архетипами, где классика постоянно интерпретируется, а новая архитектура исследует или, лучше сказать, задает «вопросы» месту, намеренно создавая диссонанс с уже существующим окружением. Ктенас создал различные резиденции и дома для отдыха в Греции: в Афинах, на Самосе и в Аттике, а также участвовал в конкурсе на строительство музея Акрополя в Афинах; в Салониках он недавно завершил проект административного офиса компании ABB. В настоящее время он занимается совместно с Симоной Де Джули проектированием небольшого жилого дома в Лугано и домов для отдыха на острове Серифос на Кикладах. О сложности философии проектов, которая скрывается за их внешней простотой, Никос рассказывает Франко Пурини и Симоне Де Джулии в изданной «Лирити Эдиторе» публикации из серии «Архитектурные диалоги».

Как Вам удается объединить простоту и сложность при реализации строгих архитектурных зданий без излишеств?
Никос Ктенас: «Я делаю простые вещи потому, что умею делать простые вещи. Сложное остается в моей голове. Огромное количество информации и знаний, которыми должен обладать архитектор для создания своего произведения, порождает когнитивную сложность. Напротив, для составления композиции — как архитектурной, так и любого другого типа, необходимо владеть ясностью и упрощенностью концепций. Создание архитектуры подобно написанию текста: для выражения концепции не нужно много слов, но при этом очень важно обращать внимание на четкость этимологии элементов, которая не должна создавать двусмысленности, а также на способность синтаксиса, выступающего в качестве организационного принципа композиции, передавать глубокие значения».

Что означает «простота» в архитектуре? Играет ли выбор материалов важную роль?
«На мой взгляд, простота в архитектуре проявляется в подлинности ее главных составляющих: любой строительный материал, любой входящий в состав строения элемент должен использоваться в соответствии с его истинной природой. Если выбор падает, например, на использование камня, необходимо решить вопросы, которые не возникнут при выборе другого материала; если рассматривается стена, необходимо подумать о том, каким образом ее разместить в плане постройки, поскольку ее положение создаст новый горизонт и в то же время полностью изменит окружающий пейзаж. То же самое касается использования керамических материалов. Рассматриваемый подобным образом архитектурный объект превращается в инструмент, проявляющий топологию места».

Административный офис компании ABB.Значит ли это, что для Вас является весьма важным отражение в новых архитектурных сооружениях памяти места посредством использования натуральных материалов и не подвластных времени форм?
«Меня интересует та точность, с которой классическая архитектура утверждает себя на территории и то, как она ее трансформирует. Проект — это средство, позволяющее нам понять окружающую территорию через диалог; на мой взгляд, это условие может быть создано только посредством вызова, брошенного самой географии. Однако для использования подобной диалектики следует найти иные по сравнению с уже существующими формулировки. И напротив, попытки занять территорию, имитируя ее форму, могут привести только к уничтожению географии. Аналогичное разрушение пейзажа происходит также при попытках воплотить преемственность с уже существующими архитектурными сооружениями. Этим я не собираюсь утверждать, что не является неоспоримой необходимость предлагать новое, которое было бы связано со старым, однако эта связь должна прослеживаться не через копирование того, что уже существует, а, скорее, через написание новой истории».

Постоянной величиной Вашей архитектуры является ее большое значение для окружающей территории. Как Вам удается установить «диалог» с местом?
«Следует задать вопросы этому месту, провести что-то наподобие расследования, которое, согласно моей проектной методике, состоит из двух различных этапов. Первый начинается издалека, анализируя всю территорию в целом; на втором этапе я, напротив, более внимательно изучаю особенности места строительства сооружения. При разработке проекта небольшого дома для отдыха на острове Самос, он должен был быть построен в зоне, покрытой множеством сельскохозяйственных террас, опирающихся на ряды уложенных всухую каменных стен. Дом, расположенный на берегу Эгейского моря, возвышается на последней из этих террас и был перестроен для сохранения памяти этого места. Даже элементы его ограды были уложены из камней сухим методом, чтобы сохранить то, что Луис И. Кан называл «духом места». Композиция же всего дома родилась из других, характерных для данного места, признаков: вход в сад загорожен стеной, скрывающей вид на море и одновременно ведущей посетителя к дому и к террасе, с которой можно увидеть издалека маленький остров Фурни. При размещении элементов ограды учитывался выход на проезжую часть и виды, которые открываются на окружающую территорию. Главный корпус пересекается под прямым углом со спальным корпусом. Этот корпус-мост ограничивает террасу и одновременно направляет взгляд вдаль, создавая таким образом неожиданный ракурс интерпретированного по-новому пейзажа. Дом выступает в этом месте в качестве толкователя топологии места, готового предложить новые интерпретации для будущих записей».

Double HouseСитуация значительно меняется, когда Ваш проект должен быть вписан в ничем не примечательный городской контекст. В этих условиях, какие элементы являются решающими для архитектуры?
«В этом случае на рождение идеи проекта также влияет место, несмотря на то, что периферия в общем понимании, в отличие от исторического центра, не всегда обладает принципами и условиями, которые могли бы значительно повлиять на результат. Например, в случае проектов двух жилых зданий в квартале Папагос на северо-востоке Афин — периферийной зоне, возникшей в середине прошлого века, места строительства не обладали никакими особыми характеристиками: здесь просто нужно было построить жилые дома. Поэтому здесь, свойственное жилью, стремление к частному и невзрачность указанного квартала привели к созданию композиций, определяемых далеким городом — в этом случае, Афинами, игнорируя окружающую действительность, состоящую из разнородных безликих рассказов. В случае Дилерского центра «Детройт Моторс» и промышленного предприятия на автостраде Е75 — коммерческих зданий, также расположенных на городской окраине Афин, диалектика связей полностью перевернулась. В этом случае, связь с далеким пейзажем не сулила ничего заманчивого, в то время как окружающая территория давала шанс на начало нового рассказа. Оба здания находятся на краю очень оживленных дорог, и именно это позволило поработать над визуальным восприятием, которое, если можно так выразиться, отличается от восприятия, свойственного населенному центру, и легло в основу принципов проектов. Восприятие во время движения меняет внешний вид наблюдаемого объекта в зависимости от скорости перемещения. Как бы там ни было, эти два строения стремятся различными способами привлечь к себе внимание и продлить время наблюдения — действие, на мой взгляд, необходимое для придания с помощью простого жеста нового смысла периферии, которая в ином случае погибла бы в неопределенности и безликости составляющих ее зданий».

Насколько влияют внешние факторы — требования заказчиков, экономический бюджет, особенно сегодня, в разгар экономического кризиса в Греции и в мире, на ваш первый подход к идее проекта?
«Во-первых, заказчики почти никогда не знают, какой будет программа или каким образом они будут обживать новое архитектурное сооружение. Во-вторых, программа не может диктовать свои условия архитектуре. В любом случае, сначала необходимо определить пространство, разработать проект в соответствии с местом строительства, а затем проверить его соответствие функциональной программе. После этого оба аспекта идут рука об руку — только так можно создавать новые места для существования. Если бы в истории архитектуры происходило исключительно следование функциональной программе, то никогда не были бы созданы известные всем нам великие шедевры. Та же проблема возникает, когда клиент, знакомый с твоими работами, требует реализации такого же проекта в другом месте и при других обстоятельствах. Это совершенно невозможно, поскольку, как я уже сказал, каждое место требует своей архитектуры. Естественно, экономический бюджет очень важен, но он не должен представлять собой ограничение для качества архитектуры».

Биография
Никос Ктенас родился в 1960 г. в Пирее, на юго-западе от Афин. В 1977 г. он продолжил учебу в Нью-Йорке. В конце 1984 г. переехал в Швейцарию и начал работать при кафедре Луиджи Сноцци в Федеральной поли технической школе Лозанны. В 1987 г. он открыл свою студию в швейцарском городе Лугано, а в середине 90-х годов вернулся в Афины, где ведет насыщенную профессиональную деятельность. С 2004 по 2007 г.г. работал приглашенным профессором в Академии Мендризио (Швейцария); с 2003 г. Является консультантом дипломных работ в сфере проектирования в Афинском техническом университете, а с 2005 г. — в Высшей национальной школе архитектуры Париж-Бельвиль Он дважды выдвигался на присуждение премии Миса ван дер Роэ, а в 2000 г. был приглашен представлять свою страну на VII биеннале архитектуры в Венеции. В 2009 г. получил от Института эллинской архитектуры специальную премию за последовательность в своей деятельности.



Отзывы
(0)
5 звёзд
(0)
Показать только отзывы с оценкой 5
4 звезды
(0)
Показать только отзывы с оценкой 4
3 звезды
(0)
Показать только отзывы с оценкой 3
2 звезды
(0)
Показать только отзывы с оценкой 2
1 звезда
(0)
Показать только отзывы с оценкой 1
Ещё не добавлено ни одного комментария
Написать отзыв
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Похожие статьи

Выбор керамогранита для напольного покрытия автосалонов должен соответствовать техническим и эстетическим потребностям. Гарантируемая этим материалом долговечность позволяет использовать его в помещениях с высокой посещаемостью.

Когда речь заходит об изобретении парижского метро, обычно вспоминают Бьенвеню Фульжанса — инженера, который в 1898 году фактически положил начало работам по строительству его первой линии.

В колледже Декарт — удачном французском примере государственного строительства, выбор материалов играет ключевую роль для передачи открыто демонстрируемых как снаружи, так и внутри здания функций, благодаря основанной на цветовых и геометрических визуальных эффектах композиции.

На Гавайях, на склонах вулкана Хуалалай, с видом на бесконечный горизонт океана, Хаги Бельцберг вместе со своей студией реализовал потрясающую виллу в виде цитадели, получившую премию Ceramics of Italy Design Award 2011.

KERAMOGRANIT.RU
Москва
ул. Новогиреевская, 10к1
+7 495 966 38 80
manager@keramogranit.ru