Можно ли построить наполненную цветом и естественным освещением, экологически чистую и функциональную школу, которая удачно вписывалась бы в окружающий контекст? И возможно ли, чтобы она не была результатом вмешательства какого-нибудь просвещенного мецената, а являлась бы объектом государственного строительства? Построенный в 2008 году в городе Монс-ан-Барой колледж Декарт демонстрирует, что это возможно. Разработанный Тьерри Гризленом из архитектурного бюро TGMP Architectes et Associés проект здания средней специальной школы возник в результате проведения в 2004 году конкурса на строительство государственных школьных зданий, где одним из основных принципов исследований и работы являлось особое внимание к водным ресурсам. В нем победило вышеуказанное бюро из Лилля.
Школа, которая может принять около 400 учеников возрастом от 10 до 15 лет и занимает угловой участок в центре неоднородной городской планировки, рассматривалась с точки зрения возможности украшения ее выходящего на улицу фасада и интеграции не только в городской, но и социальный контексты. С этой целью, проектировщики решили выразить ее просветительскую функцию и стремление к интеграции между школой и городской общественностью, подчеркнув предназначенные для выполнения самых важных функций пространства на главном фасаде: вход, библиотеку, актовый зал и лестницу между этажами. Действительно, об организации школы можно судить по различным использованным на фасаде материалам и ритмичной архитектурной структуре, распределяющей различные помещения вокруг центрального ядра входа и библиотеки: слева находится крыло, предназначенное для учительских и аудиторий для преподавания спецпредметов, рядом с ним — отдельное помещение спортивного зала; справа — крыло с аудиториями, через которое можно попасть в школьный двор.
Белые кирпичи фасадов, играющие роль «визуальной связки» и позволяющие идентифицировать здание в качестве единого объекта, чередуются с другими материалами, призванными передать дух различных пространств. Для холла и главной лестницы было выбрано стекло, обеспечивающее не только прекрасную натуральную освещенность, но и визуальную прозрачность между школой и внешним миром. Помещение библиотеки выступает наподобие открытой городу «витрины знаний», обрамленной красной металлической полосой, которая ярко подчеркивает все школьное здание. Терракотовые плитки и особый архитектурный стиль отличают актовый зал, в то время как черный кирпич придает индивидуальность корпусу, где находятся спортивный зал и служебные помещения, а также разделяет помещения первого и верхних этажей.
Материалы играют ключевую роль для определения функций и создания графической части проекта также внутри здания, играя на «эмоциональной» ценности цветов и визуальном воздействии геометрических форм всех элементов: рисунка полов, боковых и верхних источников света, осветительных приборов, дверей и мебели. Напольное покрытие намечает проходы и трансформирует идеи проектировщиков в визуальные композиции, начиная с материального и визуального единства, созданного между тротуаром, который считается местом связи с городом, и пространствами холла и внутреннего двора, облицованными керамогранитной матовой плиткой с шершавой и темной текстурой, прерывающейся местами тонкими полосами из белой и гладкой плитки, имитирующей лучи падающего сверху света.
Внутри помещения, где керамогранитом облицованы коридоры, общие залы, аудитории и столовая, расположение плитки не только способствует определению предназначения пространств, но и удачно сочетается с цветами и формами других проектных элементов. Креативное применение данного материала и, в частности, плитки Meteor и Lavagna коллекции «Pietre Native» компании Casalgrande Padana, стало поводом для присуждения данному проекту почетной грамоты в категории «Государственное строительство» во время проведения VIII Гран-При — ежегодного международного конкурса на лучший проект, сумевший подчеркнуть технические свойства и выразительный потенциал выпускаемых указанной выше компанией керамогранитных элементов, интерпретируя формы современной архитектуры.