B последние годы предметом оживленного обсуждения все чаще становятся экономические, социальные и экологические аспекты устойчивого развития строительной индустрии. Речь идет о возможности удовлетворения сегодняшних потребностей не в ущерб интересам будущих поколений. В применении к архитектуре и строительным материалам это предполагает разработку проектов, обеспечивающих необходимое равновесие между застроенными территориями и окружающей средой, с минимальным воздействием на природу. Таким видится устойчивое, стабильное развитие в строительстве, включая весь комплекс производственных процессов, строительных технологий и мер по охране окружающей среды и утилизации отходов.
Ведущие европейские производители керамических покрытий вот уже больше десятилетия прикладывают свои усилия на реализацию научных и технологических исследований, поиск и разработку решений и материалов, отвечающих требованиям устойчивого развития. Основными задачами являются сокращение воздействия на окружающую среду, минимизация отходов и выбросов углекислого газа, сокращение потребления электроэнергии и воды. С другой стороны, постоянно развиваются технологии вторичной переработки отходов керамического производства, оттачиваются методы анализа жизненного цикла продукции, результатом которого является более точное и ясное понимание экологии материала, его воздействия на природу на всех этапах производства и одновременно его преимуществ для устойчивого развития среды обитания человека. При этом необходимо иметь в виду, что ценность проекта с точки зрения устойчивого развития тем выше, чем более устойчиво развивается производство используемых в проекте материалов.
Прочность и долговечность керамики превращают ее в один из факторов, повышающих устойчивость развития строительной индустрии. Долговечные материалы снижают потребление ресурсов и, соответственно, сокращают негативное воздействие человека на природу. Керамические покрытия не удерживают и не передают бактерий и запахов, не выделяют ядовитые вещества. Низкая термоинерция керамики позволяет ей действовать в качестве эффективного регулятора тепла, сокращая энергопотребление здания. Стерильность и гигиеничность плитки для ванны, простота очистки керамических покрытий помогают создавать атмосферу, благоприятную для здоровья человека. Можно привести много примеров экологических проектов, основанных на использовании керамики. Несколько таких проектов были представлены на соискание XI премии «Керамика» (Испания) в области архитектуры и оформления интерьеров.
В них со всей очевидностью подтверждается огромный потенциал использования керамических покрытий для повышения энергоэффективности фасадов зданий, особенно вентилируемых фасадов. Хорошим примером может служить здание Центра обслуживания пенсионеров в городе Утебо, по проекту архитектора Басилио Тобиаса Пинтре, в котором высокоэффективная термическая и акустическая изоляция, простота обслуживания здания обеспечиваются благодаря сквозным вентилируемым фасадам из керамических плит, полностью вписывающихся в цветовую гамму окружающих построек. Вентилируемые фасады способствуют удержанию солнечного тепла в холодный сезон и обеспечивают необходимое охлаждение стен здания в летние месяцы.
Тем не менее, возможности керамики этим не исчерпываются. Керамические изделия особого дизайна максимизируют адаптацию здания к биоклиматическим условиям окружающей среды, помогая проводить в жизнь природоохранные меры. Примером такого использования могут служить традиционные керамические жалюзи, позволяющие регулировать проникновение солнечных лучей и вентилировать помещения. Здание Pomaret, по проекту архитектурной студии Pich-Aguilera, развивает эту идею, основанную на критериях экологии и устойчивого развития, в целях сокращения энергопотребления в здании и, тем самым, сокращения его влияния на окружающую среду. Вертикальные плоскости здания, исполненные в виде вентилируемых фасадов, создают особые биоклиматические условия во внутренних помещениях. В проемах фасада керамическое покрытие превращается в жалюзи, защищающие окна от излишнего солнечного излучения.
В проекте новой штаб-квартиры Banco Popular (студия Ayala Arquitectos) керамика также играет ведущую роль. Меняя формы, она выполняет множество различных функций, от удобного покрытия, до защиты от солнечных лучей. Керамические цилиндры, изготовленные методом экструзии, составляют главную «оболочку» здания, защищающую его от интенсивных солнечных лучей. Глазурь различных оттенков белого цвета, покрывающая керамические цилиндры, имеет светопоглощающие и светоотражающие свойства, и меняется в зависимости от времени суток, что создает интересный зрительный эффект. Своеобразие конструкции достигается за счет использования простого приема «двойной оболочки» со случайным распределением цветов.
Плоская или объемная керамическая плитка, благодаря своей универсальности и физическим свойствам, служит основой многих инновационных решений биоклиматического дизайна. В сочетании с другими элементами, керамика помогает создавать проекты высокой биоклиматической и даже социальной ценности, помогая повышать эффективность использования энергоносителей. Хорошим примером такого проекта может служить детский воспитательный центр архитектора Аны Гарсия Сала.
Здание взаимодействует с детским воображением и превращается из простого «контейнера» в один из элементов воспитательного процесса. Закругленные стены, облицованные керамической плиткой, многообразие цветов стимулируют фантазию ребенка, пытливое отношение к окружающему миру. В проекте использованы изделия из полированного керамического гранита, изготовленного методом экструзии с точно рассчитанными циклами обжига, обеспечивающими необходимый изгиб изделий.
Этот проект наглядно показывает, что меняя отделку, технологию производства, цвет, толщину и форму керамической плитки можно использовать ее для реализации любых, самых сложных архитектурных замыслов. Именно по этой причине архитекторы и дизайнеры работают сегодня в тесном сотрудничестве с производителями керамических материалов. Такой контакт позволяет им воплощать в жизнь смелые идеи и решения. Керамика несет в себе уникальное объединяющее начало: она роднит высокое искусство с мастерством ремесленника, примиряет изощренный промышленный дизайн с бережным отношением к природе.