Термин «Джабулани» стал известен международной общественности, благодаря так названному специально разработанному мячу, которым играли участники последнего чемпионата мира по футболу, прошедшего в Южной Африке в 2010 году. Это слово вновь привлекло внимание мировых средств массовой информации, благодаря смелому проекту культурно-общественной архитектуры. Именно в квартале Джабулани города Соуэто, в Южной Африке, находится открытый год назад, разработанный студией Afritects театр Соуэто. Город (акроним South Western Townships), завоевавший печальную известность во времена апартеида, является самой густонаселенной частью муниципалитета Йоханнесбурга, который в свою очередь представляет собой главный мегаполис этой большой африканской страны.
Построенный в рамках проекта масштабной урбанистической трансформации квартала и стоивший около 13 миллионов евро, театр Соуэто стал новым городским ориентиром и культурным центром большого района, который 19 лет спустя после первых свободных и мультиэтнических выборов 1994 года медленно выходит из социально-экономического кризиса. При разработке проекта этого театра, заказчик — муниципализированная компания The City of Johannesburg Property Company стремилась вовлечь граждан и развить их чувство причастности к общественной жизни, начиная с его внешней оболочки. Действительно, внимательный наблюдатель сразу заметит, что композиция внешних корпусов театра подчеркивает различное предназначение каждого пространства. Изогнутые формы, яркие цвета, полученные путем совершенной и простой облицовки настенной керамической плиткой 10x10 (серии Trasparenze компании Ceramica Vogue в цветах кобальта, ультрамарина, кедра, грейпфрута, красного, коралла) и различные размеры каждого блока вызывают любопытство и желание зайти внутрь.
При компоновке объемов, цветов и форм молодые и принадлежащие к различным этниям архитекторы из студии Afritects вдохновлялись детскими конструкторами, хотя на самом деле, как объясняет Стивен Сак — управляющий художественной и культурной жизнью города Йоханнесбурга, театр был спроектирован в форме «обувных коробок». Проведенные в Канаде и Великобритании передовые исследования доказали, что именно эта форма является идеальной для акустики и звукоизоляции. Напомнив, что в Соуэто живет 40% населения Йоханнесбурга, Стивен Сак подчеркнул, насколько более разумным является решение дать театр миллиону человек, чем привести миллион человек в театр! На продлившемся целых 4 года этапе разработки проекта строительства театра Соуэто перенимался лучший опыт различных южноафриканских и международных театров. Специалист международного уровня разработал все необходимые технологии для обеспечения оптимальных акустических и светотехнических решений. Предназначенное для показа театральных спектаклей, а также музыкальных, танцевальных представлений и знаменитого, прославившего Соуэто, хорового пения, здание состоит из двух уровней и трех основных блоков.
В самом большом корпусе находится стационарная сцена и 420 сидячих мест. Он оснащен сценической башней и специальным пространством для оркестра. В двух других корпусах предусмотрено соответственно 180 и 90 сидячих мест, и они отличаются более гибкой структурой расположения сцены и сидений. Снаружи театра находится общее пространство, оснащенное большой, защищающей от солнца и дождя, подвесной структурой. Оно может использоваться в качестве дополнительного места для проведения спектаклей, а также места для встреч и отдыха во время перерыва.
Самым эффектным и одновременно самым сложным со структурной точки зрения элементом стала параболическая форма каждого корпуса. Инженерные новшества превратили это здание в символ новой африканской архитектуры, в то время как его местонахождение в центре Соуэто свидетельствует о периоде экономического и культурного расцвета, который переживает Южная Африка.