Жилое здание — удобная и обширная лаборатория для реализации смелых концептуальных архитектурных проектов по обустройству бытовой среды. Современные ценности, основанные на критериях эффективности и экономии, требуют внедрения новых стилей жизни. Керамика — один из лучших материалов для достижения этой цели.
Мастера современной архитектуры превратили жилой интерьер в настоящую лабораторию новых идей. В ХХ веке жилое помещение рассматривалось как базовая техническая конструкция, обычная коробка. Разрабатывались новые формы организации быта, не всегда отвечавшие требованиям частной жизни, зато соответствовавшие последним техническим достижениям.
Вместе с тем, внешние пространства здания оставались в течение долгого времени простым объектом созерцания, не затронутым глубокими переменами. Работа по преобразованию среды обитания человека, перераспределению пространств, решению новых задач продолжается и в настоящее время, хотя, может быть, не столько активно.
Пересматривается сама концепция дома, который сегодня, помимо своих обычных функций, должен непременно привлекать внимание самого пользователя и людей из его окружения. На этом основывается проект архитектора Мануэля Клавеля Рохо «Четыре в одном», дошедший до финала двенадцатого конкурса на соискание Премии «Керамика» в области архитектуры и оформления интерьеров, организованного Испанской ассоциацией производителей керамических покрытий (ASCER).
Следуя требованиям среды, архитектор Рохо разделил свое необычное и уникальное жилище на 4 конструктивных пространства. Под землей находится бетонная конструкция с опалубкой в виде дощечек с отемненным черепком, на первом этаже — неокрашенный бетонный блок, на этой же высоте — объемная конструкция из черного стека, на втором этаже — конструкция в форме буквы «C». Эта последняя конструкция отличается от других и задает характер жилища благодаря облицовке традиционным по составу и цветовой гамме керамическим покрытием.
Огромная «C» открыта в сторону окружающего ландшафта и собирает весь свет, который может подарить щедрое средиземноморское солнце. Для облицовки выбрана белая и голубая плитка классического типа 20x20 см, с помощью которой удается создать эффект изменения продольного масштаба композиции.
Цвет и размер плитки отдают дань традиции, контрастируя с современной конструкцией в виде 37-метровой металлической стропильной фермы с большими просветами. Существует множество разных стилей домашнего быта, которые зависят от места расположения здания, распределения пространств внутри него и, конечно же, от бытовой культуры людей, которые его занимают.
В этом смысле не существует никаких ограничений, однако особенность данного проекта состоит в том, что он предполагает сразу четыре стиля жизни, отсюда и название этого дома — «Четыре в одном». Архитектору Мануэлю Клавелю Рохо удалось создать несколько разных интерьеров, на которые подразделяется все пространство трехэтажного здания.
Детали этих интерьеров тщательно продуманы, причем конечная цель — сделать эти интерьеры неповторимыми — достигается, в основном, за счет керамических покрытий. Переходя их одного интерьера в другой, люди, населяющие дом, меняют обстановку и вместе с обстановкой, меняются их ощущения:
- Зона досуга. Расположена в цокольном этаже и начинается с гаража. Отсюда, из потайного окна виден бассейн.
- Зона общения, на первом этаже, предназначена для беседы, созерцания экспонируемых предметов, прослушивания музыки.
- Зона уединения. Третий интерьер представляет собой автономное помещение с собственным входом, где можно жить отдельно от остального дома.
- Зона встреч. Оформлена в виде небольшого отеля с облицованным матовым керамогранитом пространством, в котором выделены несколько небольших интерьеров, напоминающих номера и предназначенные для свободного использования жильцами в зависимости от количества посетителей в каждый конкретный момент, а также центральное пространство для общения с доступом к вертикальным коридорам жилища.
Безусловно, крупнейшие изменения в концепции жилого пространства произошли на заре XX века в эпоху модернизма. Именно тогда стали создаваться первые простые, светлые и организованные пространства для комфортабельной жизни. В 60-ые годы прошлого столетия намечается переход к минимализму, главные усилия прилагаются к тому, чтобы обеспечить как можно большее количество людей достойным жильем. С тех пор вошла в применение некая базовая модель, предназначенная для стандартной семьи.
Архитектор Мануэль Клавель Рохо снова возвращается к эксперименту и инновации, и делает это с помощью керамики, которую отличают высокий художественный потенциал, универсальность и экологичность.