В прихожей и гостиной, в коридорах, спальнях и в ванных комнатах: в самом сердце Нью-Йорка четыре ведущие марки итальянской керамики играют основную декоративно-функциональную роль в больших апартаментах, спроектированных архитектором Фанелли и полученных из трех отдельных квартир.
«После того, как наши дети поступили в колледж, — объясняют Дебби и Марк Купер, — наш дом в Тенафлай, штат Нью-Джерси, неожиданно показался нам слишком большим. Не было больше смысла оставаться там, а, с другой стороны, нас очень притягивал большой город, то есть Нью-Йорк, по другую сторону реки Гудзон. Там — говорили мы друг другу, — жизнь станет намного проще. Так мы решились на переезд. Мы купили три квартиры в Трамп-Плазе и попросили архитектора Анну-Марию Фанелли объединить их в единое целое». Следовательно, существовало три пространства различных размеров и имевших различные планировки, к которым требовалось подобрать общий знаменатель.
Архитектор Фанелли — глубокий знаток строительных материалов сразу подумала о керамике. Обязательно — итальянской. «Потому, что она — лучшая», — объясняет Анна-Мария. Линейно уложенная напольная плитка во всей «общественной» части дома, выходящей окнами на два фасада нью-йоркского небоскреба: существует ли лучший способ для придания ощущения единства всему пространству? Формат плитки тоже был выбран неслучайно: 24x24 см, то есть квадрат. Именно квадрат является первичной формой архитектурного и декоративного ордера, как утверждал великий архитектор венского сецессиона Йозеф Хофман, не напрасно носивший прозвище «Квадрата». Естественно, большое внимание уделялось также цвету и рисункам: предпочтение было отдано светлым оттенкам и ненавязчивой текстуре, напоминающей анатолийский известняк из Малой Азии. Основываясь на этих предпосылках, проектировщица выбрала линию Via Tornabuoni из коллекции Kerlite Elegance компании Cotto d'Este.
Использование такого напольного покрытия очень повлияло на всю структуру дома. Во-первых, оно придало пространству «городское» измерение, создав однородную по цвету и материалу платформу для общей планировки дома: большая открытая «площадь» гостиной, разделенная на несколько зон рядом перегородок, которые повторяют открывающийся за большими окнами нью-йоркский скайлайн; затем — «дорожки», извилистые коридоры, ведущие в спальни и ванные ночной зоны.
Во-вторых, оно позволило выделить и разделить частные зоны путем изменения формата, типа укладки, цветов, оттенков и, отчасти, производителей (La Fabbrica, NovaBelL, Lea Ceramiche). На полу комнаты Марка, например, используется все та же плитка линии «Via Tornabuoni», однако в формате 12x24, уложенном не линейно, а елочкой. Такое же решение используется и в прачечной. «Светлая» тема, используемая в данном случае в качестве общей отличительной черты, звучит также в ванной Дебби и дочери, где стены облицованы белой плиткой среднего формата, прерываемой реализованными из мозаики полосами и серебристыми рамками (La Fabbrica е NovaBell). Напротив, в ванных Марка и сына белые стены контрастируют с черным напольным покрытием и декорами, придающими интерьеру мужской характер (NovaBell).
Именно керамика является преобладающим функциональным и декоративным элементом в этих апартаментах. Здесь она лежит в основе всего. Достаточно взглянуть на отдельные креативные детали, которые то там, то тут украшают квартиру. Например, керамическая мозаика над стойкой зоны бара, который вместе с кухней был изготовлен по индивидуальному заказу компанией Sie Matic. Говорит Фанелли: «Думаю, что на создание этой мозаичной панели с «плетением», реализованной в сотрудничестве с известным нью-йоркским ателье Mixed Up Mosaics, меня натолкнули цвет и текстура пола. То же самое можно сказать и об объемной мозаике над кухонной плитой».
Тем не менее, есть еще одна причина для объяснения важности роли плитки в этом проекте. Это два критерия, о которых заботятся как Анна-Мари Фанелли, так и семья Куперов: простота в уборке дома и экоустойчивость. Действительно, говоря о первом из критериев, какой материал более прост в чистке и уходе чем керамогранит? Таких больше нет. А что касается экоустойчивости, то все выбранные коллекции были выпущены итальянскими компаниями, которые заботятся об охране окружающей среды и в некоторых случаях используют переработанный материал.
«В результате, — делает вывод Фанелли, — нам удалось создать «зеленый» дом в самом сердце Нью-Йорка: дом, который совсем немного потребляет и загрязняет, который производит мало пыли и отходов. И замечательно, что все это отражает индивидуальность его хозяев. Я думаю, что дом должен быть портретом его обитателей. Он должен их представлять».