Kерамические изразцы создают неповторимую традиционную атмосферу Лиссабона. Они всегда были и остаются главной достопримечательностью португальской столицы. С течением лет город на берегу реки Тежу обновляется, молодеет и адаптируется к новым временам, а с ним и его керамика. Прогулка по Лиссабону предоставляет уникальную возможность для изучения величественной архитектуры города, сложного переплетения его улиц, на которых оставили свой след события многовековой истории, древнего искусства португальской столицы. Недаром многие известные архитекторы так любили этого город, отмечая его особенный свет. Среди них — Алваро Сиза, Соуто де Моура, Гонсало Бирн, Алберто Пессоа и Фернандо Тавора — крупнейшие представители португальского зодчества, согласно которым архитектура не просто служит эстетическому наслаждению, но и помогает решать конкретные проблемы города.
Лиссабон бурлит активной жизнью, но его старый город не теряет строгости и стойко противостоит современному блеску и суете, которые его окружают. Геометрические изразцы поднимаются по фасадам, проникая в жилища горожан. Здесь у каждого здания свой характер, своя палитра, свои оригинальные сочетания форматов и форм. Лиссабон напоминает нам, что искусно применяемый цвет может наполнить жизнью любое пространство, освещая его, усиливая его индивидуальность. Старые изразцы, не сдавшиеся перед влажным морским климатом и резкими ветрами Атлантики, с доверием наблюдают за тем, как новые улицы и пространства города одеваются керамическими материалами, адаптированными к требованиям современной эстетики и возможностям новых технологий.
Эту парадигму, простую для формулировки, но чрезвычайно сложную в реальном воплощении, сумела успешно передать Архитектурная студия Camarín в своем проекте «Casa no Príncipe do Real». Облицовка здания, на базе покрытий Tile of Spain, представляет собой современную версию почти разрушившихся старых изразцов. При этом оригинальный мотив старого изразца был переработан в абстрактный рисунок, объединяющий три вида материалов: плоские керамические плитки, рельефные керамические плитки и пластины из перфорированной стали. В 2014 году этот проект был отмечен первой премией «Керамика» ассоциации ASCER в категории архитектуры.
В Лиссабоне мы также находим примеры отдельно стоящих зданий современной застройки, в которых исследуются границы возможного в архитектуре, в частности, ее контакты или конфликты с окружающим ландшафтом. Задачи повышения доступности зданий и другие амбициозные цели часто приводят к проектированию и возведению зданий, мимикрирующих с природой и «дружественных» по отношению к пешеходу.
За пределами исторического центра, на берегу реки Тежу находится новый центр притяжения художественной энергии города. Здание, оформленное с помощью керамических покрытий Tile of Spain, резко контрастирует с окружающей эстетикой фабричной архитектуры в стиле неоклассики и модерна. Речь идет о новом здании Музея изобразительного искусства, архитектуры и технологий (MAAT). Выросший рядом с кирпичным строением старого Музея электричества, на фоне характерных прямоугольных очертаний старых индустриальных построек, МААТ, словно рожденный мощным тектоническим сдвигом, плавными складками выходит на поверхность земли. По замыслу авторов проекта, британской студии AL_A Аманды Ливит, стены здания, покрытые белыми глазурованными керамическими плитами, интегрируются в структуру ландшафта, образуя единое целое со сверкающими водами Тежу. Пешеходы могут свободно перемещаться как под зданием, так и непосредственно по нему. Взяв за основу богатую традицию кустарного керамического промысла, авторы создали сложный объемный проект на базе изразцов, благодаря которому легендарный свет Лиссабона засиял с удвоенной силой.
Будь то в индустриальном или хэнд-мейд исполнении, керамика составляет уникальный строительный материал Лиссабона, неподвластный веяниям времени и моды.