Керамика является искусственным материалом, но при этом традиционно одним из наиболее часто используемых со времен строительства в Вавилонии и Древнем Египте. Обычно его выбирают для отделки ванных комнат и кухонь. Несомненно, на протяжении всей истории архитектуры он переживал великолепные моменты.
Среди относительно недавних, одним из таких моментов считается использование керамических покрытий на фасадах и фризах зданий эпохи модернизма, где они играли важную декоративную и гигиеническую роль. Плитка отличалась разнообразием цветов и геометрией, выходящей за рамки двумерности, что позволило привлечь архитекторов, потребителей и туристов.
Индустриализация, произошедшая в секторе во второй половине XX века, обеспечила для всех производителей доступ к одним и тем же технологиям, что привело к стандартизации продуктов в плане геометрии (в основном, гладкая плитка) и декора. Но из-за этого керамика потеряла часть своей привлекательности для архитекторов и дизайнеров.
Научно-технические достижения начала XXI века способствовали очередной технологической революции в сфере производства керамических покрытий и, в свою очередь, открыли возможности для появления актуальных продуктов, отвечающих новым запросам и рынкам.
Среди таких достижений стоит отметить цифровое нанесение, позволившее разрабатывать индивидуальные продукты, а также современные виды дизайна и эффекты без каких-либо технологических ограничений. Предприятиям удалось достичь совершенства в имитации других материалов, например, дерева, камня, металла и ткани, а также создавать новые текстуры.
При помощи одной и той же технологии нанесения можно получать декор, объединяющий цвет и текстуру или рельеф. Именно в этой области нас ждет значительный прогресс в будущем. Еще один важный шаг — увеличение форматов, которое касается как традиционной пористой плитки и керамогранита (уже никого не удивляют изделия длиной более одного метра), так и керамических панелей, достигающих длины до трех метров и толщиной от 3 мм.
Крупный формат, безусловно, расширил возможности дизайна, поскольку он способствует существенному сокращению количества стыков, а благодаря автоматизированной резке можно создавать плитку определенного размера на заказ под конкретный проект, интегрируя стыки в дизайн модели.
В ответ на спрос на высокие механические характеристики, некоторые производители изготавливают изделия толщиной 2 мм. Все это обеспечивает новые способы применения керамических покрытий, которые обладают дизайнерским внешним видом, высочайшими свойствами и функциональностью, вытесняя менее совершенные отделочные материалы.
Однозначно, следующая технологическая задача для предприятий индустрии плитки заключается в получении трехмерных изделий, изогнутых или с рельефом, способных понравиться архитекторам и соответствовать индивидуальному дизайну для каждого проекта.