Студенты гарварда удивляют смелостью своих проектов Работы, представленные студентами Harvard Graduate School of Design, поражают смелостью решений, основанных на инновационном использовании керамической плитки.
От частного к общему и от общего к частному. Этот принцип положен в основу учебного проекта с участием студентов архитектурного семинара Гарвардской школы дизайна (Harvard Graduate School of Design) под руководством известного испанского архитектора Франсиско Мангадо.
Проект под названием «Конная коррида». Позиционирование в отношении местных культур» стал серьезным испытанием для студентов одного из ведущих университетов мира. Они получили задание спроектировать ранчо «рехонеадора», главного действующего лица конной корриды, дом, в котором он держит лошадей, практикуется в своем искусстве с группой помощников (квадрильей), принимает и развлекает гостей. Фигура «рехонеадора», типичная для испанской культурной среды, призвана воплотить в себе все те трудности, с которыми могут столкнуться в своей работе будущие профессионалы «глобальной» архитектуры, представители различных стран, обучающиеся в Гарварде.
Вызов для будущих архитекторов: Ранчо «Рехонеадора».
Место расположения дома, предназначающегося для испанского «рехонеадора» - Наварра, автономная область на севере Испании. Участники семинара посетили Наварру несколько месяцев назад, чтобы изучить место расположения проектируемого ранчо, которое должно было включить, согласно заданию, небольшую арену для конной корриды, пастбища, стойла, дом самого тореро, небольшой музей с семейными реликвиями, дома для членов квадрильи и обслуживающего персонала. Кроме того, было определено, что в состав имущества «рехонеадора» будет входить коллекция из пятнадцати живописных полотен и плакатов с изображением сцен конной корриды. Коллекция предназначалась для размещения в главном доме поместья: либо в отдельном помещении, созданном для этой цели, либо в специально предназначенных для этого местах в жилых покоях здания.
Важным этапом в работе студентов стало предварительное исследование материалов и конструктивных методов. Работы должны были включать как общие планы поместья, так и чертежи конструктивных элементов. Кроме того, задумано было провести конкурс спроектированных студентами керамических покрытий с запуском лучших прототипов в серийное производство. В роли спонсора этого проекта выступила Испанская ассоциация производителей керамических плиток и керамогранита (ASCER).
Сложность проекта определялась его специфическими особенностями, необходимостью совмещения традиции с современностью, глобального с локальным. Результаты оказались поистине удивительными. Окончательное решение вынесла комиссия в составе авторитетных преподавателей и архитекторов: Джонатана Леви и Питера Роуза из Гарвардского университета, Кеннета Фрамптона из Колумбийского университета, Карлоса Хименеса из Райсского университета, Анхелы Гарсия де Паредес из Высшего архитектурного училища Мадрида и Эварда Баума из Техасского университета в Арлингтоне. Они должны были оценить обоснованность и качество проектов, представленных студентами.
Большое разнообразие решений для одного и того же проекта.
Студенты представили самые разнообразные, часто противоположные решения проблемы. Даже в самых общих вопросах не было единства: в некоторых проектах все служебные помещения оказались сконцентрированными в одном здании, в других – рассредоточены по территории ранчо. Комиссия остановила свой выбор на трех проектах.
Элизабет Христофоретти построила свой проект на принципе наименьшего вмешательства в окружающую среду, максимального приближения к местным условиям. Эффект слияния с природным ландшафтом усиливают искусственные насаждения. Функциональное разделение участка обеспечивают переходящие друг в друга вертикальные и горизонтальные перекрытия. Выбранные конструктивные решения гармонируют с общим замыслом проекта.
Избрав другой путь, Джеффри Олинджер разместил все службы под одной крышей. Жилые и служебные помещения ранчо, обозначенные в задании, составляют единое здание. Главное техническое и архитектурное новшество проекта состоит в использовании керамики не в качестве покрытия, а в роли конструктивного материала.
Самой смелой из трех следует считать работу Эшли Хиран. Проект представляет собой разорванное горизонтальное перекрытие, под которым располагаются различные функциональные мини-комплексы поместья. Хиран играет архитектурными формами, не стесняясь предлагать сложные и рискованные решения.
Это были первые результаты семинара по архитектуре при Гарвардской школе дизайна, который под эгидой ассоциации ASCER ведет испанский архитектор Франсиско Мангадо. Программа семинара включает также подготовку для использования керамических материалов, изучение их свойств и возможностей. Предварительные итоги семинара оцениваются очень высоко.