Основные составляющие дизайна ванной комнаты
Существует множество теоретических изысканий на тему “Ванная комната в нашей жизни”. Поэтому не имеет смысла пускаться в пространные рассуждения об этом. Хотелось бы вкратце обозначить самые основные особенности ванной комнаты, которые оказывают воздействие на дизайн ее интерьера.
Ванная комната, как правило, место, где пресекаются интересы всех членов семьи. Кроме тех случаев когда, размеры жилплощади позволяют иметь отдельно ванную комнату для родителей, отдельно для детей и еще гостевую ванную. Так вот, если речь идет об ванной комнате “общего пользования”, нужно учитывать пристрастия и потребности всех членов семьи, и при этом избежать хаоса.
Во-вторых, в ванной комнате очень силен функциональный аспект. И, следовательно, – проблема безопасности и удобства ее использования выходит на первый план. То есть все отделочные материалы, сантехническое оборудование, мебель и освещение, должны быть не только красивы, но и максимально удобны и безопасны. По идее, в ванной комнате все должно быть функционально, никаких случайных вещей. Кстати, как показывает практика, наиболее долгая ”жизнь” у тех предметов, чей дизайн функционален и удобен в использовании, чей цвет оправдан необходимым психологическим воздействием, а форма эргономична. Девиз хорошего дизайна – долой случайности!
В-третьих, ванна – то, почти единственное место, где человек остается наедине сам с собой, причем изо дня в день. Следовательно, очень важен положительный психологический фон, отсутствие дискомфорта.
И последние – ремонт или строительство ванной комнаты “эпопея” очень дорогостоящая, покупку одной только сантехники можно приравнять к покупке машины. Предполагается, что ванная закладывается раз и чуть ли не на всю жизнь. Хороший дизайн вашей ванной комнаты должен пережить изменения возрастных и вкусовых предпочтений своих хозяев. То есть – быть универсальным. Это, конечно, труднодостижимая “задача-максимум”, но при правильном устройстве интерьера ванной комнаты определенное долголетие ей обеспечить все-таки можно.
Суммируя все выше сказанное, можно утверждать, что ванная комната должна быть: функциональна, эргономична, и создавать ощущение психологического и физиологического комфорта у владельцев. Эти цели достигаются при помощи правильного дизайна ванной комнаты, грамотной комбинации всех составляющих этого дизайна.
Для этого при разработке проекта ванной комнаты (или подбора плитки, сантехники, мебели и освещения в магазине) нужно соблюдать следующие правила:
1 Все компоненты интерьера, будь то элементы конструкции, сантехника и мебель, или облицовочная керамическая плитка должны быть соразмерны друг другу.
2 Чередование элементов, темных и светлых пятен, графическая разработка ограждающих поверхностей должны подчиняться единому продуманному ритму.
3 Комбинации цветов и фактур различных поверхностей должны быть гармоничны.
4 Световой дизайн интерьера должен быть решен таким образом, чтобы соответствовать функциональным задачам и “генеральной линии” дизайна.
5 Необходимо стилевое соответствие всех элементов интерьера. Это может быть использование одного стиля для всего помещения или грамотное смешение разных стилей.
6 Все должно быть функционально и удобно в использовании.
Соразмерность деталей интерьера:
Размеры деталей интерьера должны соответствовать друг другу. Это означает, например, что при отделке ванной комнаты плиткой крупного размера не стоит ставить туда сантехнику небольших габаритов с измельченными деталями.
Размер и форма рисунка на стенах не должны спорить с аксессуарами, а размер плитки должен соответствовать габаритам помещения. Это кстати, не означает, что в небольшом помещении нельзя использовать крупную плитку. Просто не стоит в таком случае акцентировать швы контрастной затиркой. При использовании в отделке ванной комнаты плитки нескольких видов нельзя забывать о модульности ее размеров. Что означает понятие модульность? Модулем для конкретного помещения считается самый маленький размер настенной плитки, который укладывается равное количество раз во всех остальных размерах. Допустим, правильным считается такое соотношение: керамическая плитка 10*10 см. + плитка 20*20 см. + плитка 40*40 см. (или 10*10 см., 10*20*см. и 20*40 см.)
В небольшой ванной комнате довольно нелепо и громоздко будут смотреться конструктивные изыски типа балок или колонн. Использование этих дополнительных деталей должно быть оправдано, например монотонностью большой и пустой стены, излишней высотой потолка, необходимостью зонирования слишком просторного помещения. При использовании декоративных колонн в ванной комнате, они хотя бы чисто иллюзорно должны выполнять свою функцию – то есть что-то поддерживать, будь то балка или просто выступ. Появление в интерьере ванной комнаты разных уровней пола и потолка тоже должно быть оправдано. Как правило, подиумы и “нарезки” потолка связаны с конкретными функциональными зонами. На подиум может быть поставлено что-то из сантехники, чаще всего ванна.
При использовании таких декоративных элементах как карниз и бордюр, надо помнить, что любая активная горизонталь на стене или под потолком делает помещение ниже, и чем чаще горизонтальная “нарезка” стен, тем ниже кажется потолок. Вообще в небольшой ванной комнате лучше по возможности избегать чрезмерного употребления активных декоративных элементов, к которым, кстати, можно отнести и “навороченные” светильники. Необходимое разнообразие и нарядность в подобный интерьер можно внести с помощью цвета, разницы фактур, умело устроенного скрытого освещения, зеркал, наконец.
Чередование элементов и графическая разработка поверхностей.
Эти понятия тоже напрямую связаны с габаритами помещения и его пропорциями. Предметное наполнение интерьера в первую очередь состоит из крупных форм сантехники и мебели и небольших акцентирующих деталей в виде аксессуаров, светильников и декоративных элементов. Неким связующим звеном между этими полярными размерами можно считать рапорт плитки на стенах и на полу, конструктивные элементы типа колонн, ниш и балок. Очень важно, чтобы отношения между тремя основными размерами в интерьере были четкие – не сближенные, но и не максимально контрастными.
Что касается графической разработки поверхностей, то надо учитывать как различный ритм и направленность рисунка воздействует на визуальное восприятие интерьера.
Любые прямые линии удлиняют поверхность в сторону их направленности, то есть, горизонтальные линии “вытянут” стену в длину и “укоротят” по высоте. Вертикально направленные линии напротив того, увеличат высоту помещения и несколько сократят его протяженность. Линии любой направленности, будучи сильно контрастными к фону стены, неизбежно несколько “сожмут” помещение. Вертикаль всегда воспринимается более активной, чем горизонталь.
Изломанные линии вносят определенное беспокойство в восприятие интерьера, и деформируют пространство. Прямые линии, расположенные по диагонали имеют свойство практически никак не менять визуальных габаритов помещения. Кривые линии, выражают движение, вносят определенную динамику в интерьер. Те же правила распространяются и на простейшие геометрические фигуры. Треугольник – самый динамичный и беспокойный, квадрат напротив того статичен и основателен. Круг – гладкий, спокойный, замкнутый в себе. Если говорить о ритме рисунка, то рисунок простой и четкий, с одинаково повторяющимися элементами, вызывает ощущение статичности и покоя. Чем более запутанный рисунок, тем больше беспокойства вызывает он у зрителя.
Надо иметь в виду, что рисунок яркий, контрастный к фону, с крупным раппортом, визуально приближает плоскость, на которой расположен, к зрителю. Следовательно, такой рисунок не годится для маленького помещения. Мелкий, частый и неконтрастный рисунок, выполненный в светлых тонах, напротив того прекрасно подойдет для стен или пола в небольшой ванной комнате. Плоскость, покрытая регулярным рисунком, типа полосок или клеток, будет казаться меньше, чем аналогичная плоскость, без рисунка. Этим можно воспользоваться, когда есть необходимость визуально уменьшить слишком громоздкий предмет. Главное, чтобы рисунок не был сильно контрастным, а то этот предмет будет слишком бросаться в глаза.
Основы цветоведенья и их практическое применение при оформлении ванной комнаты.
Один из сильнейших источников для грамотного дизайна интерьера – комбинирование на основе цветовых гармоний. Или, чтобы быть проще – использование основных правил сочетания цветов.
Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека. В этом аспекте установлен ряд закономерностей – по предпочтительности цветового тона, по образной ассоциативности цветов, по гармоничности цветосочетаний.
Цвет вообще – это свойство предмета вызывать определенные зрительные ощущения в зависимости от световых волн солнечного спектра, которые этот предмет отражает. Из курса школьной физики мы знаем, что пучок солнечного света, пропущенный через трехгранную призму и направленный на белый экран, образует на его поверхности разноцветную полосу – спектр. Великий Ньютон, впервые научно объяснив природу цветовых полос при разложении солнечного света, выделил достаточно условно только семь цветовых составляющих: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Цвета спектра располагаются в определенной последовательности и сохраняют постепенные переходы от одного к другому. В художественной школе дети чтобы лучше запомнить порядок цветов учат стишок: “ Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
Порядок цветов может быть представлен в виде цветового круга (рис. 1.1), который является отправной точкой для всех дальнейших рассуждений о свойствах цвета. Чтобы представить цвет в виде круга, необходимо дать плавный переход от красного к фиолетовому. Смешав эти цвета, получим ряд пурпурных цветов, которых нет в спектре, хотя в природе они существуют.
Желтый, синий и красный (пурпурный) цвета называются основными (Рис.1.2) В цветовом круге они лежат на вершинах треугольника.
Цвета, которые получаются в результате смешения основных красок, называют составными. Пурпурный+желтый=оранжевый, желтый+синий=зеленый, синий+пурпурный=фиолетовый. Составными называют и все оттенки, полученные путем смешивания вышеперечисленных цветов. Бесконечное количество оттенков можно получить путем добавления в цвет черной или белой краски. (Рис.1.2)
Цветовой круг обычно делят на две части, различая теплую и холодную гаммы. К теплым цветам относятся красные, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета. К холодным – синие, голубые, зелено-голубые, сине- фиолетовые и фиолетово-красные цвета. (Рис. 1.4)
Основные характеристики цвета
Все цвета спектра со всеми их оттенками (красные, желтые, розовые, бирюзовые, коричневые и т.д.) называют хроматическими. Нейтральные цвета, т.е. черный, белый и все серые, от самого светлого до самого темного, называют ахроматическими. Важно отметить, что серые, белый или черный имеющий хотя бы незначительный, еле уловимый цветной оттенок, уже будут являться хроматическими.
Существуют три основных свойства цвета:
- цветовой тон (оттенок цвета)
- светлотный тон (характеристика цвета по критерию светлее, темнее)
- насыщенность (яркость, интенсивность цвета). Если рассмотреть составление цвета в колеровочной машине, то насыщенность окончательного цвета определяется количеством чистого пигмента на объем приготовляемого раствора. Больше пигмента – ярче, насыщеннее цвет. Больше, например белой краски – бледнее окончательный результат. Т.е. – красный цвет, гораздо насыщеннее нежно-розового цвета, полученного в результате добавления к красному большого количества белил.
Психология цвета
Каждый цвет несет определенную информацию и психологическую окраску, сообщая эти свойства предметам в него окрашенным. Цвет может подчеркнуть форму предмета, указать на его материальность или наоборот, сделать его бестелесным. Цвет также может искажать форму, рождать оптические иллюзии. Различные цвета и гаммы (сочетания цветов) эмоционально воздействуют на человека, создают психологический фон окружающего его мира.
Необходимо учитывать эти особенности цветов при использовании их в интерьере, а для этого стоит познакомиться с ними поближе.
Начнем с трех основных цветов:
Желтый – самый светлый. Обладает такими свойствами как – легкость, расширение, движение к человеку, динамика.
Красный – самый теплый. Он очень активный, тяжелый, материальный, статичный.
Синий – самый холодный. С ним ассоциируются такие понятия как легкость, сжатие, движение от человека, замкнутость, бесконечность.
Все теплые цвета (желтый, оранжевый, красный) активны, жизнерадостны, стремятся к человеку, “выступают вперед”, выражают материальность и прочность этого мира, соответствуют таким поверхностям как фактурные, шероховатые, матовые. Для них характерно горизонтальное направление движения. (Поэтому пол, окрашенный в теплые, коричнево-красные или золотистые оттенки выглядит так надежно)
Холодные цвета (голубой, синий, фиолетовый) легки, нематериальны, стремятся от человека. Они как бы “погружаются в глубину”, способствуют концентрации, выражают пространственность и проницаемость. Их движение направлено по вертикали, именно поэтому светлые холодные тона так хорошо подчеркивают высоту стен.
Зеленый цвет, образовавшийся при смешении двух противоположностей – синего и желтого, нейтрален и статичен. Этот цвет не движется, он очень стабилен. Зеленый цвет очень спокоен и полезен не только для глаз, но и для общего психофизического состояния человека.
Естественно, зеленый цвет остается нейтральным и статичным лишь до тех пор, пока он состоит из равных частей синего и желтого цвета. Как только в оттенке зеленого начинает преобладать теплый или холодный тон, характер цвета меняется. Так зелено-желтый смотрится радостно и свежо, а сине-зеленый подчеркивает движение и изменчивость. И такие изменения происходят с каждым цветом, принявшим на себя долю теплого или холодного. Так желтый кадмий (теплый) ассоциируется с солнечным светом, теплом, роскошью и радушием. А желтый стронциановый (более холодный), называемый еще “лимонным” вызывает неспокойные ассоциации – он жесткий, резкий, пронзительный и такой же “кислый”, как лимон.
Изменения в психологическом, эмоциональном восприятии цвета происходят и при смешении этого цвета с белым или черным. Цвета чистые, насыщенные, близкие к спектральным, выражают чувства самые сильные, значительные и непосредственные. Все художники примитивисты, народное искусство и дети оперируют яркими образами и чистыми, спектральными цветами. По мере взросления человека (или цивилизации) цвета усложняются, смешиваются между собой.
Цвета разбеленные выражают чувства мягкие, лиричные, более тонкие, чем открытые, яркие цвета. Красный+белый – не радость, а нежная ирония, синий+белый – не плачь, а светлая грусть и т.д.
Цвета “принявшие” на себя долю черного выражают чувства омраченные, тревожные и чем чернее становится цвет, тем более подавляюще он действует.
Ниже приводятся две таблицы, разработанные на основе лабораторных испытаний, проведенных Фрилингом и Ауэром. Они показывают возможные варианты психологического восприятия некоторых цветов и цветосочетаний.
Таб.№ 2.5 Эмоциональная характеристика цветов
Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители
Красный - волевой, жизнеутверждающий
Кармин - повелевающий, требующий
Киноварь - подавляющий
Оранжевый - теплый, уютный
Желтый - контактирующий, лучезарный
Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение
Фиолетовый - углубленный, тяжелый
Синий - подчеркивает дистанцию
Светло-синий - уводит в пространство, направляющий
Сине –зеленый - подчеркивает движение, изменчивость
Пастельные цвета, приглушенные, чистые
Розовый - нежный, слегка волнующий
Пастельно-зеленый - ласковый, мягкий
Серо-голубой - сдержанный
Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов
Чисто-зеленый - требовательный, освежающий
Оливковый - успокаивающий, смягчающий
Желто-зеленый - обновляющий, раскрепощающий
Пурпурный - изысканный, но претенциозный
Цвета нейтральных тонов
Серый - не вызывает раздражения,
уравновешивает
Белый - гасит раздражение
Черный - помогает сосредоточится
Теплые, темные тона, действующие вяло, инертно
Охра - смягчает рост раздражения
Коричневый - стабилизирует
Темно-коричневый - смягчает возбудимость
Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение
Темно-серый, черно-синий, темный зелено-синий
Эмоциональная характеристика цветосочетаний
Желтый – ультрамариновый
Оранжевый - синий (сине-зеленый)
Красный – зеленый (сине-зеленый)
Пурпурный – зеленый (лиственный)
Фиолетовый – лимонно желтый
1 Желтый – красный
Золотой – красный
Оранжевый - красный
2 Желтый – пурпурный
Золотой – пурпурный
Желтый – зеленый (листв.)
Желтый – оливковый
Оранжево-красный - зеленый
3 Оранжевый – фиолетовый
Красный – синий
Красный – ультрамарин
Оранжевый – ультрамарин
4 Синий – розовый
Пастельно-зеленый – красный
Пастельно-зеленый – синий
Пастельно-зеленый – розовый
5 Коричневый – зеленый
Темно-коричневый – охра
Темно-коричневый - синий
6 Зеленый – серый
Синий – серый
Красный – черный
Желтый – черный
Желтый – белый
Красный – белый
Синий – белый
Розовый – белый
Напряженный контраст, эффект движения
Сильное впечатление
Максимальный контраст между энергичностью и спокойствием
Жизнеутверждение
Контраст между тяжестью и легкостью
Лучезарность, радостная теплота
Пышность, роскошь
Резко кричащий
Неблагозвучность, подвижность
Мощь, достоинство, праздничность
Веселье, радость
Диссонанс, подвижность
Импульсивность
Опьянение, оглушение
Волнение
Впечатление резкой силы
Резкость, претенциозность
Робость, застенчивость
Неуверенность
Пассивность, неясность
Нежность, слабость, радушие
Заземленность
Жесткость, неподвижность, приземленность
Тяжесть, грубоватость, бескомпромиссность
Пассивность
Нейтральность, холодность
Подавленность, опасность, тревога
Фиксация внимания
Просветление
Чистота, холодность
Слабость
Естественно, в перечисленных характеристиках цветов и цветосочетаний есть определенная условность. Восприятие цвета у каждого человека индивидуально и может не совпадать с нормами цветоведения. К тому же надо учитывать, что указанные цвета оказывают на человека подобное воздействие, только занимая большую часть интерьера. Если они играют роль цветовых акцентов, то их воздействие заметно ослабевает. Чтобы эти таблицы не воспринимались как оторванная от жизни теория, хотелось бы рассмотреть несколько конкретных примеров.
Пара оранжевый-красный. Действительно, союз родственных и очень активных цветов, дает очень сильное впечатление, сравнимое с резким криком. Можно предположить что, если эти цвета будут преобладать в интерьере, в нем будет невозможно долго находится. Зато в виде небольших акцентов, сочетание оранжевого и красного, создаст необходимый заряд бодрости и приподнятости. Более того, воздействие этих цветов настолько активно, что добавленные даже в очень небольших количествах, они могут “вытянуть” даже самый безликий интерьер. Чем нейтральнее будет окружающая среда, тем гармоничнее будет получившаяся гамма. Оранжево-красные оттенки прекрасно сочетаются с различными серыми или с такой пассивной парой цветов, как пастельно-зеленый – синий. В любом случае надо помнить, что оттенки красного предназначены скорее для активной жизнедеятельности, чем для сна или сосредоточенности. Их возбуждающие свойства и ярко выраженная материальность хороша для столовой, кухни, комнаты для игр и конечно для ванной, где мы точно не собираемся спать. Имеет смысл использовать их в зоне умывания или душевой, но не там где стоит ванна, потому что в ванной, как правило, мы пытаемся расслабится и отдохнуть. Не стоит боятся активности этого сочетания, в ванной его всегда можно разбавить и смягчить большим количеством белого цвета (сантехника, мебель, пол и т.д.)
Еще одна пара – фиолетовый - лимонно-желтый. В чистом виде они дают действительно очень сильный контраст между тяжестью и легкостью, тенью и светом. Сразу напрашивается мысль, что в таком варианте их нельзя применять в жилом интерьере. Но можно смягчить контраст, разбелив оба цвета до достаточно светлого оттенка, и после этого спокойно использовать.
Или, к примеру, сочетание золотого и пурпурного цветов. Традиционное сочетание, ассоциирующееся с дворцовой роскошью и величием. Оно сразу подсказывает возможный выбор стилистики интерьера, т.к. больше подходит для классики, нежели для авангарда. Присутствие в ванной комнате современного сантехнического оборудования должно несколько “разбавить” излишнюю помпезность этого сочетания цветов.
Теперь рассмотрим несколько пар, обьеденненых в таблице под номером 3. Это сочетания оранжевых и красных с различными оттенками холодных – синим, фиолетовым и ультрамарином. Как видно из таблицы, сочетания сильные и неспокойные. Будучи в большинстве они едва ли могут быть, рекомендованы для жилого интерьера. Только в “небольших дозах”! Эти цветосочетания довольно эпотажные и кричащие. Но, зато, проанализировав их свойства, можно предложить использовать эту гамму в больших общественных интерьерах, допустим – в местах “массовых мероприятий”. Эти цвета волнуют и оказывают сильное воздействие на психику, обеспечивая дополнительный выброс адреналина. Конечно, желающие могут использовать их и в частном интерьере, особенно те люди, которые хотят произвести сильное впечатление на окружающих. Но не стоит применять их в помещении, где жильцы проводят много времени. Можно оформить в синих и красных тонах, например гостевую ванную комнату, которой пользуются от раза к разу.
Любая, “проблемная” гамма при грамотном использовании может быть довольно удачной. Напряженное сочетание цветов можно смягчить, “разбелив” оба цвета или поместив их в нейтральную среду.
Чтобы завершить эту тему, хотелось бы сказать, цветовые эффекты могут частично компенсировать неблагоприятные воздействия процессов и микроклимата, улучшить информативность и ориентацию в пространстве.
Компенсация тепловой избыточности или недостаточности прямо связана с холодными или теплыми цветами. Отсюда идут и рекомендации окраски стен помещений в зависимости от ориентации по странам света. В помещениях обращенных на юг, холодные тона лучше поглощают тепловые лучи, снижают яркость освещения, ликвидируют психологическое воздействие “жаркого” солнечного света.
Повышенная шумность в помещении может быть частично компенсирована преобладанием тепловых цветов, поскольку они уменьшают слуховую чувствительность.
Санитарно-гигиенические условия чаще всего связывают с чистотой помещения и белым цветом (или светлым тоном), на котором заметнее пыль, грязь, посторонние предметы. Цвет становится психологическим фактором более частой уборки, поддержания чистоты и порядка.
Контрастные и нюансные гармонии (гаммы)
Если все что говорилось выше, относилось, в основном, к свойствам и характеристикам отдельных цветов, то теперь хотелось бы поподробнее остановиться на самом главном – как эти цвета грамотно соединять в одном интерьере.
Возможности гармоничных сочетаний цветов неисчерпаемы. Они могут быть простыми или сложными, но, тем не менее, их многообразие сведено к двум типичным группам:
нюансные гармонии
контрастные гармонии
Гармония при восприятии сочетания цветов возникает именно тогда, когда создается ощущение бело-серого ахроматического цвета на сетчатке глаза.
Если посмотреть на цветовой круг, то можно увидеть, что многие цвета контрастны друг другу. Сильный контраст между теплой и холодной половинкой круга. Отчетливый контраст между, например, желтым и красным – по светлотности. То есть, за исключением пар цветов соседствующих друг с другом все остальные цвета в той или иной мере контрастны. Но далеко не все комбинации контрастных цветов гармоничны.
Цветовой круг в связи с этим указывает на дополнительные цвета, противолежащие относительно диаметра, как на компоненты гармоничного сочетания. Это основа для контрастных гамм.
Проводя в цветовом круге диаметр через середину любого цвета, легко определить пары противолежащих цветов, которые называются дополнительными или взаимодополняющими (Рис.1.3). Таким образом получаются классические пары:
Желтый – фиолетовый
Синий – оранжевый
Красный - зеленый
Цвета, составляющие контрастную гамму, могут быть сколь угодно сложными, но, если в их основе лежат взаимодополняющие цвета, гамма будет гармоничной. Помимо цветовых тонов на гармоничность сочетания влияют их насыщенность, световой тон, отношение площадей. “Закон площадей” отражает ощущение равновесия сочетающихся цветов, в разных взаимодополняющих парах он выражается по-разному.
Желтый и фиолетовый контрастны друг другу по следующим признакам: желтый – самый светлый, легкий и контактирующий, фиолетовый – самый темный, тяжелый и замкнутый. Их соотношение в чистом виде должно быть 1желтого/3 фиолетового.
Синий и оранжевый – сильный контраст тепла и холода. Их идеальное соотношение – 2 синего/1 оранжевого.
Красный и зеленый цвета – это максимально сильный контраст между активностью и пассивностью, динамикой и статикой. Закон площадей в этом случае выражается как 1/1.
Все остальные цвета в круге противолежащие относительно диаметра тоже будут дополнительными и, следовательно, пригодными для гармоничного декорирования интерьера. Причем можно обратить внимание, что чем холодней становиться, например, красный цвет, тем теплей (ближе к желтому) становиться дополнительный зеленый.
Как применяются контрастные гаммы в интерьере? Как правило, гамма строится на трех ведущих цветах, один из которых является основным в интерьере. Причем, в случае использования контрастной гаммы, берут два родственных цвета и один контрастный им дополнительный. Надо решить какой цвет в вашем интерьере будет ведущим, и после этого подобрать к нему дополнительный. Например, в интерьере за основные цвета берутся оранжевый и оранжево-красный. В качестве контрастного цвета, в этом случае, надо взять сине-зеленый. Помимо “закона площадей” для каждой контрастной пары, существует общее правило для соотношения цветов в интерьере: чем ярче и насыщеннее цвет, тем меньшую площадь он должен занимать.
Как работают контрасты? Помещенный на контрастный фон цвет выглядит наиболее ярким и выразительным. Контрасты способствую выявлению свойств “ведущего” в интерьере цвета, привлекают внимание к предметам и зонам в помещении, разбивают монотонность.
Совершенно необязательно чтобы контрастная гамма строилась на основе только очень ярких и насыщенных цветов. Пару взаимодополняющих цветов можно сильно разбелить, доведя цвета до пастельных оттенков или наоборот усложнить, сделать цвета более глухими при помощи черного цвета. Первоначальный контраст заметно смягчится, может быть практически незаметен. При этом пара дополнительных цветов, “скрывающаяся” в сложных оттенках, все равно будет вносить необходимое оживление в интерьер.
Контрастная гамма может быть построена из оттенков цветов, образующихся при смешении двух взаимодополняющих. Обычно это очень гармоничное сочетание, потому что все оттенки лежат в поле действия пары дополнительных цветов. (Рис. 1.8)
Помимо контрастов хроматических цветов, имеются и типы контрастных гармоний, возникающих при сочетании основных цветов и ахроматических серых. Наиболее выразительны следующие сочетания:
Светлый серый
- синий
- зеленый
- фиолетовый
Средний серый
- красный
- оранжевый
- синий
Темный серый
- желтый
- оранжевый
- синий
- зеленый
Подобные контрасты более мягкие, чем между взаимодополняющими цветами. Кстати, чтобы смягчить сильный контраст между дополнительными цветами, рекомендуют поместить между ними какой-либо ахроматический цвет – белый, серый или черный. Необходимо так же знать, что хроматические цвета, помещенные на серый фон, не меняют своих характеристик. На белом фоне любой цвет будут казаться темней, чем он есть на самом деле, на черном – светлей. Очень интересно ведет себя белый ахроматический цвет, помещенный на какой-нибудь цветной фон. Он приобретает оттенок цвета, дополнительный к тому цвету, на котором его разместили. Т.е. – белый цвет на синем фоне приобретет легкий оттенок оранжевого и т.д. (Рис. 1.5)
И, как уже упоминалось, может быть, контраст между насыщенностью цветов и между их световыми тонами. Эти два последних контраста становятся особенно актуальными, в случае сближения цветовых отношений, т.е. когда в интерьере используется нюансная гамма.
Нюансная гамма (гармония) может представлять собой монохромную гамму в пределах одного цветового тона, когда цвет изменяется только под воздействием черной или белой краски в темную или светлую сторону. (Рис.1.6 и 1.7) Или это может быть гамма цветов, близко расположенных в цветовом круге и являющимися родственными (например, – желтый, желто-оранжевый, оранжевый, оранжево-красный и собственно красный). А так же сюда относится ахроматическая гамма – серый, белый и черный. Нюансные гармонии очень спокойные и приятные для глаз человека. Но чтобы интерьер не выглядел “замыленным”, необходимо вводить и в нюансную гамму свою долю контрастов. Одна из самых распространенных ошибок покупателей, это попытка подобрать, например, к цветной сантехнике кафель в тон. Во-первых, все равно не получится – разница в материале и способе обработки фактур не позволит подобрать абсолютного брата-близнеца. А во-вторых, отсутствие контраста между сантехникой и плиткой “гасит” достоинства и той и другой. Поддержать необычный цвет сантехники может только контрастный, но не слишком интенсивный фон. Цвет в интерьере не должен иметь одинаковую насыщенность и световую тональность. Грамотно построенный интерьер, имеет как минимум три световых тона: самый темный, средний и светлый. Так же как и в “законе площадей”, одна из тональностей обычно преобладает в интерьере. Вторая тональность родственна первой и третья, занимающая меньшую площадь, выступает в качестве контрастного акцента. Как правило, большую площадь в интерьере занимает спокойный средний тон, а темный или светлый тона создают необходимый контраст. То же происходит и с насыщенностью цвета.
Чаще всего, контрастную ко всему остальному интерьеру ванной комнаты насыщенность, тональность и цвет, имеют аксессуары, светильники, текстильные принадлежности, фрагменты корпусной мебели – дверцы, столешницы и небольшие “вкрапления” в плитке. Правда, если мебель и все остальные предметы в ванной комнате нейтральны и достаточно “бесцветны”, основную цветовую нагрузку могут взять на себя большие поверхности – стены, пол и потолок.
Любителям монохромной (нюансной) гаммы можно порекомендовать ввести в интерьер белые элементы. Белый цвет необыкновенно освежает и создает необходимый контраст. Более того, если на одной плоскости (например, на стене) два цветных элемента не гармонируют между собой, то надо обвести меньшую деталь белым контуром. Белый цвет “помирит” спорные цвета.
Если интерьер строится на цветовых контрастах, то для акцентирующих элементов выбирают цвет дополнительный к основному, ведущему. Но от белого цвета тоже не стоит отказываться, – он хорош практически в любой ситуации.
Помимо контрастов между цветами в интерьере обязательно должен присутствовать контраст фактур: блестящего и матового, гладкого и шероховатого. Контраст фактур также способствует выявлению “личных” свойств каждой поверхности. Так же как в цветовых отношениях, при комбинировании фактур в интерьере, надо решить какая фактура будет основной – матовая или блестящая. Выбранная фактура займет большую площадь ванной комнаты, контрастная к ней – меньшую.
Допустим, вы решили, что ванная комната будет решена в теплой, природной гамме и основные поверхности будут матовые. Для пола можно взять искусственно состаренную, “потертую” плитку терракотового цвета. Керамическая плитка из той же коллекции, но на тон-два светлее пойдет на стены. Верхнюю часть стены и потолок можно выкрасить в светло-охристый цвет. Сантехника подбирается с матовой поверхностью, можно взять белую, можно – светло-бежевую. Мебель нужна без сильного глянца, предпочтительно из породы дерева, дающего теплый цвет – например из ореха. Эти крупногабаритные предметы и составят основной цвет коллекции. Что же в этом случае будет играть роль контраста? Проанализировав природу основного цвета можно сделать вывод, что в его основе лежит оранжевый. К оранжевому дополнительный цвет – синий. Еще не повредит в этом случае контрастный ахроматический цвет, в данном случае белый. В качестве фактурных контрастов могут выступить блестящие поверхности смесителей, ручек, фурнитура светильников, коврики и полотенца с высоким ворсом. Бордюр будет сочетать в себе цвет пола, нейтральный белый и синий цвета. Коврики и купальные принадлежности могут быть синими (необязательно брать один цвет, это могут быть несколько родственных оттенков). Металл предпочтителен золотой (латунь), цвет плафонов светильников может быть белым, синим или голубым.
Примерно, таким образом, надо рассуждать при выборе гаммы для интерьера ванной комнаты.
Если вы предпочитаете сильные контрасты между чистыми цветами, например красным и зеленым и еще хотите ввести в интерьер черный цвет, имеет смысл в качестве основного цвета выбрать белый. Нейтральный белый или светло-серый фон прекрасно подойдет для красной сантехники и мебели, выполненной в нескольких контрастных цветах.
Одно из основных правил – чем ярче и декоративнее предметное наполнение в ванной комнате, тем нейтральнее должны быть стены, потолок и пол. Нейтральная основа “удержит” любое смешение цветов и стилей в рамках гармоничного сочетания. Причем нейтральность совершенно необязательно должна выражаться в ахроматической гамме или в “бледности” цвета. Локальность окраски, отсутствие контрастных швов и рисунка тоже создают нужный эффект.
Главное в работе с цветовым решением интерьера – сразу определится с основным цветом, и тем образом, который он создает. Все остальные действия должны быть направлены на поддержание этой основы. Либо вы выбираете контрастные цвета для акцентов, либо родственные. При выборе нюансной гаммы, решите что, в таком случае, будет играть роль контрастных элементов. Точно так же надо определится с ведущей тональностью, насыщенностью и фактурой в интерьере. Затем определится, какие их акцентирующих элементов будут главными: светильники, аксессуары или декоративные элементы. Текстильные аксессуары занимают немалую площадь в ванной комнате и могут достаточно сильно воздействовать на общий колорит. Поэтому их лучше приобретать после завершения отделки, когда становится понятно, чего же именно не хватает, контрастов или нюансов.
В заключение рассуждений о цвете, хотелось бы заметить, что гармония не может быть регламентирована строгими, узкими правилами. Любая теория – лишь первоисточник, и возможности творческого поиска бесконечны.
Световой дизайн в интерьере.
Как уже было сказано, важным компонентом интерьера ванной комнаты является световой дизайн.
Что такое световой дизайн интерьера? Это многоуровневая система из различных осветительных приборов, которая решает функциональные, эстетические и эмоциональные задачи в соответствие с назначением того или иного помещения. Наиболее подробно эта тема раскрыта в разделе “ Cветовой дизайн интерьера”, предназначающемся для отделов светильников. В контексте данного раздела хотелось бы привести некоторые выдержки из этого текста. Самый грамотный подход к вопросам освещения – это решить все в момент разработки проекта ванной комнаты, когда одновременно рассматриваются проблемы конструкции, сантехнического оборудования, цвета и освещения. В этом случае можно точно “просчитать”, как все компоненты интерьера будут взаимодействовать между собой. А также, правильной можно считать ситуацию, когда архитектурная “коробка” ванной комнаты существует уже как данность, но всю “начинку”, все-таки, подбирают одновременно. Но идеальные ситуации встречаются, как известно, редко. Как правило, за светильниками идут в самый последний момент, когда ремонт полностью закончен и сделаны все выводы для светильников, подчас совершенно не там где надо.
Так или иначе, продавец, предлагающий клиенту сантехнику и кафельную плитку для ванной, должен знать простейшие правила светового дизайна, чтобы быть во всеоружии. Тем более что эта группа товаров подбирается на стадии производства ремонта или даже до его начала. Следовательно, на решение светового дизайна ванной комнаты еще можно повлиять, дав клиенту квалифицированную рекомендацию по подбору светильников. Эти знания так же пригодятся в обратной ситуации, когда светильники в ванной комнате уже существует, а клиент пришел выбирать плитку, или сантехнику, или аксессуары.
Надо помнить что свет - очень сильный источник воздействия на интерьер. Он, так же как и цвет может воздействовать на физико-эмоциональное состояние человека, создавать оптические иллюзии и, следовательно, изменять пространство. Правильно подобранное освещение подчеркнет все достоинства цвета и формы ванной комнаты. Но с тем же успехом, ошибка в выборе системы освещения, может “угробить” весь интерьер, сведя на нет усилия продавца и денежные затраты клиента.
Что нужно учитывать при выборе системы освещения в ванной комнате.
В ванной комнате, требуется яркий свет. Но жесткий “театральный», направленный (или “боковой”) свет здесь не нужен. С точки зрения психофизиологии восприятия контрасты лучше смягчать, а свет рассеивать и приглушать.
В ванной должно быть не просто светло. Характеристики освещения здесь следует приблизить к свойственным смежному помещению, чтобы, войдя из него в ванную комнату, не испытывать дискомфорта от избытка или недостатка света.
Вопрос, должен ли осветительный прибор быть украшением даже в выключенном состоянии, решается прежде всего в соответствии с поставленной задачей и личными предпочтениями обитателей дома.
Хорошо, если вид светильника соответствует дизайну сантехнических аксессуаров, которых на единицу объема ванной комнаты приходится немало и которые приобретаются одной коллекцией. Если же ванная предельно нагружена сияющим декором, лучше всего использовать неприметные или скрытые от глаз светильники. И только когда сантехника, смесители и отделка ванной выглядят неброско, светильник можно использовать как яркий декоративный элемент.
Дизайн светильника может соответствовать характеру декоративного рисунка на керамической плитке (который может растительный или абстрактный, геометрический). Так же осветительные приборы должны соответствовать общей стилистике ванной комнаты и ее цветовому решению.
Важно предусмотреть, как будут взаимодействовать тип освещения и интерьер между собой. Для этого при выборе светильников обязательно надо учитывать такие характеристики как цветопередача и отражательные свойства.
Что такое цветопередача? Это способность светового потока выявлять или изменять цвет предметов в зависимости от спектра излучения источника света. То есть - оттенки цвета при искусственном освещении зависят от характера источника света. Так, например, в лампах накаливания преобладают желтые и отсутствуют дополнительные синие и фиолетовые лучи. Поэтому цветопередача синего и зеленого в интерьерах при лампах накаливания хуже, чем при естественном освещении. К естественному освещению наиболее близки галогеновые лампы. В люминесцентных лампах преобладают холодные синие и фиолетовые лучи. Они ухудшают цветопередачу теплых красных и желтых оттенков и придают “синюшность” всем светлым, неярким цветам. В принципе свет делится на холодный и теплый. И это зависит не только от характера источника света, но и от свойств цветофильтра в осветительном приборе.
Главное правило изменений цветов под воздействием разных источников света – теплый свет заставляет светиться теплые краски, холодные цвета при этом приглушаются или кажутся сероватыми. Холодный свет усиливает холодные цвета и ослабляет теплые. Это означает, например, что красивый и яркий голубой или синий цвет, превратится в серое “нечто” под воздействием обычной лампочки накаливания, у которой свет теплый. Или выразительная красная керамическая плитка, освещенная лампой “дневного света” вдруг станет сомнительно “бурого” цвета. Кстати говоря, в некоторых случаях способность того или иного освещения усиливать насыщенность определенного света, тоже может быть неблагоприятной. Допустим, покупатель выбирает плитку в спокойной теплой гамме и степень яркости цвета его вполне устраивает. Но дома вдруг выясняется, что плитка стала чересчур “желтой” или “оранжевой”. Или плитка, которая в магазине казалась нежно-розовой, оказывается при домашнем освещении скорее “персикового” цвета. Все оттого, что светильник (светильники) в ванной комнате оснащен лампой накаливания, которая выявляет теплые оттенки в каждом цвете и подавляет холодные. Это конечно не смертельно, вопрос заключается в том, хочет ли этого покупатель. Стоит проинформировать клиента, как будет выглядеть той или иной оттенок при соответственном освещении и порекомендовать источник света, наиболее подходящий для колористического решения его ванной комнаты. Для ванной комнаты выполненной в теплых тонах, подойдет освещение лампами накаливания, если учесть некоторое усиление цветов и предварительно обсудить это с клиентом. Для интерьера в холодной гамме, в принципе подходят источники света с холодным спектром излучения, только надо иметь в виду что лампы “дневного света” не подходят для ванной комнаты по своим характеристикам. (Их способность придавать “синюшный” оттенок коже и выявлять ее дефекты едва ли можно назвать комфортным). Поэтому лучше предложить клиенту использовать нейтральное галогеновое освещение, которое не исказит и не “погасит” холодные оттенки цветов. Если в ванной комнате задумано цветное освещение, которое подчеркнет общую гамму, достаточно просто снабдить галогеновый светильник цветным плафоном. Кстати, при помощи цветного освещения можно слегка “подкрасить” нейтральный, бесцветный интерьер, например выполненный преимущественно в белом цвете.
Вторая характеристика, о которой шла речь – отражательные свойства. Речь идет о том, что все поверхности, на которые падает световой поток пропускают или отражают его. Эти поверхности называются первичными и вторичными излучателями. К первым относятся поверхности плафонов и отражатели в светильниках. Ко вторым – поверхности, на которые падает поток света – стены, пол, потолок, оборудование, мебель и т.п.
Вторичные излучатели могут обладать различными характеристиками, и, следовательно, по-разному отражать световой поток. Интенсивность источника света выбирается с учетом цвета и фактуры отделки помещения. Лучшими отражателями являются гладкие белые и посеребренные зеркальные поверхности, а самая капризная в отношении освещения – темная фактурная отделка. Так у белого лака коэффициент отражения равен 0,75-0,85, у черного бархата он равен всего 0,02-0,01. Это означает, что белая или зеркальная поверхности отражают до 80% света, а черная и фактурная поверхность всего 1-2%! Если коротко обозначить свойства отражающих поверхностей, то можно сказать следующие – чем темней и фактурней поверхность, тем хуже она отражает свет. Чем светлее и глянцевей поверхность, тем выше коэффициент отражения.
Выбирая интенсивность источника света для ванной комнаты надо учитывать отражательные свойства поверхностей, которые занимают большую площадь и имеют близкие характеристики (например, плитка на полу и стенах). Для ванной комнаты в которой преобладают темные и матовые поверхности потребуется более мощный источник света, чем для ванной, выполненной в материалах со светлыми и глянцевыми поверхностями.
Но не стоит, например, отказываться от матовой и шероховатой плитки, только потому, что она хуже отражает свет, чем блестящая. Зато у нее есть большое преимущество – она лучше рассеивает свет, а это важный показатель, потому что рассеянный свет в ванной комнате предпочтителен.
Общее освещение в ванной комнате
В некоторых случаях для освещения ванной достаточно одного-единственного светильника. Однако такой вариант эффективен исключительно для малогабаритных помещений. В просторной ванной комнате для равномерного распределения света устанавливают несколько светильников. Причем чем больше количество источников света, тем ниже может быть их мощность и, следовательно, габариты.
Многопозиционное освещение устраивают при помощи мелких светильников чаще всего с галогенными лампами. Встраиваемые “галогенки” монтируются в подвесной потолок. Но, так как пучок света встроенных в потолок светильников чаще всего направлен строго к полу, это для ванной не всегда рационально. Для устройства общего освещения здесь более пригодны точечные светильники с регулируемым углом поворота.
Галогеновые лампы: галогеновый свет близок к естественному, обладает хорошей цветопередачей, создают особую атмосферу теплую и живую. Галогеновые лампы обладают высокой мощностью при сниженном примерно в три раза уровне потребления электроэнергии. Они имеют широкие возможности для монтажа, компактные размеры, редко перегорают. У галогеновых ламп существуют различные углы рассеивания – узкий (30-60 градусов) и широкий (до 120 градусов). Первый вариант предпочтителен для подсветки отдельного предмета в интерьере (ваза, картина и т.д.), акцентирования его. Второй - для общего, “мягкого” освещения интерьера. Таким образом, галогеновые лапы обеспечивают многоуровневое освещение. Один из самых популярных и модных видов галогенового освещения – системный. Это струнные, шинные и свинг-системы освещения. По сути, все это вариации на одну и ту же тему: разнообразные лампочки, нанизанные на основу, как бусины на нитку. В струнных системах роль нитки играет металлическая струна, благодаря чему они отличаются компактностью в размонтированном виде - скрученная струна-основа занимает совсем мало места, в отличие от деталей шинной системы, в которой лампочки крепятся к металлическим стержням (так называемый “шинопровод”). Шинный вариант более жесткий, возможность варьировать направления достигается большим ассортиментом переходных соединений. Шинные системы освещения часто используют в торговых залах, для освещения выставочных экспозиций. В случае, когда жесткость шинной системы не устраивает, используют swing system. Она отличается более изысканным сечением шины-основы и возможность изображать на стенах “световую графику”. В любых видах системного света ассортимент лампочек чрезвычайно широк. Это могут быть:
- конусообразные плафончики направленного света
- маленькие матовые плафоны
- маленькие металлические абажуры различной формы
- тонкие трубочки (1 см в диаметре) с лампочкой на конце
- подвески-“коромысла”
- системы из нескольких ламп на блоках, меняющие высоту по мере необходимости.
Ко всем вышеперечисленным лампам применяются всевозможные рассеиватели и фильтры.
Помимо систем освещения применяются точечные лампочки-споты (галогенки, встроенные в потолок). Споты оформляются высококлассным стеклом. Хрустальное и матовое, цветное “сатиновое” и знаменитое “мурманское” стекло.
Прекрасные возможности для светового дизайна дает использование конструкций на основе и шинопровода и струн. Благодаря разнообразной форме токоведущих элементов, предназначенных для крепления, как к потолку, так и к стенам, из них можно создавать множество неповторимых комбинаций. Эти конструкции позволяют с успехом решать задачи, связанные со световым зонированием.
В ванной, так же как и в других помещениях дома, существует необходимость зонирования. Даже в небольшой, технически несложной ванной целесообразно выделить пространство возле зеркала в отдельную функциональную зону. В ванной же с нишами, подиумами и всевозможными планировочными изысками может быть обозначено даже несколько зон. Для светового зонирования используют источники локального света.
Освещение у зеркала
Освещение возле зеркала в ванной считается рабочим. Источник света здесь должен быть достаточно ярким, но не бить в глаза и не слепить. Человек должен видеть свое отражение и при этом не испытывать дискомфорта, поэтому, чтобы избежать возникновения бликов и светотеней, свет следует направлять от зеркала равномерно. В зоне зеркала наиболее благоприятен рассеянный свет. В качестве расеивателя можно использовать абажур из матового стекла или пластика белого цвета. Именно белого, потому что цветной свет в зоне зеркала опасен непредсказуемыми изменениями оттенков отражения.
Освещение у зеркала устраивают разными способами. Наиболее распространенный – пара симметрично расположенных светильников. Симметрия требуется для ровного, без светотеневых переходов, распределения света. Точки расположения светильников определяются величиной зеркала.
Для равномерного освещения пространства возле широкого зеркала светильники располагают вдоль него по горизонтали на высоте приблизительно двух метров от уровня пола. Зеркало средней величины лучше оборудовать источниками света по периметру.
Свет около зеркала может быть не только рассеянным, но и прямым. В этом случае важно, чтобы световой поток не пересекался с взглядом человека, смотрящего в зеркало. Зеркало может располагаться на стене отдельно, хотя зачастую оно одновременно является дверцей встроенного шкафа. При этом освещение можно ограничивать при помощи карниза, снабженного встроенными светильниками с регулируемым углом поворота.
Для освещения в зоне зеркала можно использовать лампы всех типов, в зависимости от формы и конструкции светильника: обычные (с нитью накаливания), галогенные и люминесцентные. Спектр ламп должен быть близок к спектру естественного света. Лампы холодного дневного света (ЛХБ) не подходят для ванной комнаты по своим спектральным характеристикам.
Светильники можно закрепить не только на стене, но и на зеркале.
Освещение около ванной
Ванная – еще одно место, которое можно выделить световым зонированием. Однако требования к характеру освещения в этой “точке” иные, нежели около зеркала. Принятие ванны - занятие, продиктованное больше стремлением к получению удовольствия, чем гигиенической необходимостью. Для того чтобы отвлечься и расслабиться в ванной, она хотя бы условно должна стать обособленным от остальной сантехники местом. Помимо ванн с автономной подсветкой существует множество вариантов освещения этой зоны.
Первый – выделить зону ванной пучком направленного света, погрузив в полумрак все остальное помещение.
Второй – повесить над ванной бра с абажуром из цветного стекла. При наличии бесцветного двухпозиционного светильника, достаточно установить в него пару разных по цвету ламп и включать их отдельно или вместе.
Третий – в просторной ванной с невысоким потолком разноцветные светильники группируются на потолке, в нужном секторе. Получается эффект мягкого перетекания окрашенных цветом пространств.
Четвертый – красивый свет над водой можно создать и при помощи торшера на высокой (около 2 метров) стойке.
Конечно, зонируя ванную комнату при помощи света, можно расположить светильник над каждой сантехнической точкой. Главное правило – все должно быть функционально оправдано. И если в душевой кабине отсутствует автономный светильник, то о его наличии лучше позаботиться.
Особое настроение создается в ванной комнате при использовании напольного освещения. Такой свет относится к разряду дополнительного, декоративного. Существуют специальные, прочные и герметические светильники, предназначенные для подсветки садовых дорожек. Они же пригодны для подсветки пола в ванной. Внешний диаметр таких светильников около пяти сантиметров, “глубина залегания” – около девяти. Лампы, применяемые для такого типа освещения, не должны быть мощнее 5 Вт.
Коррекция при помощи освещения
Для коррекции помещения ванной комнаты, помимо цветовых эффектов и правильного соотношения всех элементов оборудования и отделки, прекрасным средством является световой дизайн.
Свет – настолько сильный и пластичный “материал”, что с его помощью можно “вылепить” любой образ предмета. Система освещения позволяет создавать любые оптические эффекты и, следовательно, иллюзорно менять пространство.
Есть много способов откорректировать пространство интерьера с неудачными пропорциями и другими конструктивными изъянами.
При коррекции узкой, вытянутой в длину комнаты обычно пользуются приемом интенсивного освещения стен. Для устройства такого освещения применяют распределенные по помещению мощные источники, пучки света которых направлены к стенам. Большое количество света, отраженного от верхней части стен и частично от потолка, иллюзорно растворяет поверхности. Светильники могут находится как на потолке, так и на стенах, главное, чтобы их лучи были направлены в необходимые точки интерьера.
Интересный вариант коррекции длинного и узкого пространства – более активное освещение дальней, торцевой стены. Освещение вдоль длинных стен, в таком случае, должно оставаться равномерным и спокойным.
При излишней высоте помещения применяются потолочные светильники на длинных шнурах (проводах), свет которых направлен вниз и вбок. Это достигается при помощи непрозрачных плафонов, направляющих свет в нужную сторону. Все что находится выше уровня ламп, попадает, соответственно в тень, “исчезает”. Аналогичными возможностями обладают настенные светильники с регулируемым углом поворота. Для этой же цели служат и линейные осветительные установки, вывешенные на определенную высоту. Если потолок напротив того слишком низкий (очень распространенный вариант), то следует избегать тяжелых и громоздких потолочных осветительных приборов типа развесистых люстр.
Для зрительного “приподнятия” потолка необходимо использовать холодные светлые тона и тонкие блестящие текстуры. На них, как тонкий слой грима “накладывается” свет и иллюзия готова.
Равномерная подсветка потолка со стороны карнизов фальш-потолка гарантирует плавность его зрительного “парения”. Единственное, не стоит освещать плохо отделанную поверхность с неровностями, трещинами и пр. дефектами – свет их только подчеркнет.
В геометрически сложных помещениях, имеющих в плане форму многоугольника, тоже прибегают к световому зонированию. Повороты, ниши и “закоулки”, освещенные с разных ракурсов разнообразными источниками света, становятся интересными декоративными частями единого пространства. Любые конструктивные излишества, умело “обыгранные” светом, перестанут казаться ненужными и досадными случайностями, с которыми приходится мирится. Это может быть декоративная подсветка ниши или подиума для ванной.
Применение зеркал в ванной комнате:
Чрезвычайно полезен для интерьера ванны союз света и зеркал. Зеркала зрительно раскрывают стены. Большая поверхность зеркала в ванной дает прекрасное ощущение пространства и света – необходимое качество для замкнутого, далеко не всегда просторного помещения. В сочетании с боковой подсветкой, которая накидывает “световую вуаль” на отражение, зеркало удваивает пространство комнаты.
Существует два основных варианта использования зеркал в интерьере: “зазеркаливание” больших поверхностей и отделка зеркалами небольших участков интерьера.
Большие зеркальные поверхности очень сильно влияют на атмосферу помещения, по силе создаваемых иллюзий с ними не сравнится не один отделочный материал. Но надо обращаться с оптическим устройством с определенной долей осторожности, чтобы не испортить интерьер и не создать атмосферу, вредную для психики.
В принципе, любая поверхность помещения может быть зеркальной. Но из соображений безопасности, зеркальный пол в ванной (отполированная плитка) применять не рекомендуется. Создание зеркальных потолков – тема чрезвычайно популярная для ванной комнаты. Но и здесь существуют определенные ограничения. Зеркальный потолок в маленькой ванной комнате может создать “эффект колодца” и вызвать чувство психологического дискомфорта. И даже в просторной ванной возможно лучше ограничится фрагментарным применением зеркала на потолке.
Один из эффектных способов – зазеркаливание стены. Это сразу делает помещение просторнее и светлее, независимо от его первоначальных размеров. Более того, это позволяет “поиграть” c привычными пропорциями. Если, например искусственно занизить потолок при помощи темного окрашивания, а одну из стен сделать зеркальной, то эффект получится очень интересный. Для помещения узкого и вытянутого в высоту это может стать хорошим решением проблемы.
Прием размещения зеркальных стен напротив друг друга дает эффект бесконечного пространства, за счет его бесчисленных взаимоотражений. Но это может быть очень опасно в жилом интерьере с психологической и бытовой точек зрения. В ванной комнате лучше поэкспериментировать с небольшими фрагментами зеркал на противолежащих стенах.
Зеркала, размещенные под прямым углом к друг другу позволяют человеку созерцать себя в двух ракурсах и вводят в интерьер дополнительное преломление пространства.
Отдельные зеркальные элементы в интерьере дают очень интересные результаты. Зеркальный фриз позволяет “оторвать” потолок от стен, зрительно приподнять его. Зеркало, использованное вместо плинтуса, сделает невесомыми стены. Зеркалом можно отделать торец подиума, что создаст иллюзию, будто он висит в воздухе.
Неудачные элементы конструкции: массивные колонны, ригели и толстые проемы, прекрасно “растворяются”, когда отделываются зеркалом. В зависимости от масштаба помещения и декоративной задачи, эта отделка может выполнятся как большими “листами” зеркала, так и мозаикой.
Стилевое соответствие элементов интерьера
Очень важный фактор – стилистика ванной комнаты. Отдельные элементы не должны выпадать из общего стиля интерьера, будь то high-tech или историческая реминисценция. Но нельзя утверждать, что выдержанный в едином стиле интерьер, это единственный допустимый вариант.
В современном интерьере спокойно могут уживаться предметы с разной стилистикой, относящиеся к разным временным пластам. Для того чтобы “внедрить” в ультрасовременный интерьер ванной комнаты стилизованную под старину ванну или столик надо соблюдать несколько нехитрых правил, которые так же актуальны и при обратной ситуации – помещение современных изделий (например, сантехники) в историческую среду.
Правило первое: если в современный интерьер помещается предмет, имеющий ярко выраженную историческую стилистику (допустим – старинная медная ванна), то окружающая обстановка должна быть как можно более нейтральной. Что такое “нейтральность” в контексте данной ситуации?
- форма мебели – простая, без вычурных деталей, конструктивная и функциональная
- пол и стены – без рисунка и резких контрастов, или с очень мелким рисунком, образующим скорее фактуру на монолитной плоскости, но не выступающим как отдельный декоративный элемент
- цвета для больших поверхностей, составляющих общий фон - нейтральные – белый, серый, черный. Или условно-нейтральные: светло-песочный, цвет топленого молока или слоновой кости, болотный и т.д. (О способности нейтрального фона “держать” цветовую пестроту уже говорилось, в случае со стилями действует тот же механизм)
- осветительные приборы – по возможности малозаметные или скрытые от глаз.
Правило второе: цветовая гамма интерьера должна гармонично сочетаться с этим “антикварным” предметом (предметами)
Правило третье: пропорциональные соотношения между предметами обстановки должны быть грамотными. То есть – большая, основательная ванна не может быть такого же размера, что и шкафчик, стоящий рядом.
Правило четвертое: хорошо, если этот “гость из прошлого” не будет одиноким в комнате. То есть, медную ванну может “поддержать” кувшин или рисунок на текстильных аксессуарах, относящийся к тому же стилю. Единственно о чем надо помнить – соотношение между современными и “историческими” предметами в интерьере должно быть четким. То есть 1:3, а не 1:1. Какая-то тема, историческая или современная, в интерьере обязательно должна быть ведущей. Если все “участники” будут на равных, получится каша. Причем это относится не только к предметам обстановки, но и к отделочным материалам, которые благодаря характеру рисунка, цвету и фактуре тоже имеют ярко выраженную стилистику.
Чаще всего, именно мебель и сантехника определяют стиль всего интерьера. Отделочные материалы и освещение более пластичный материал. Одна и та же плитка, при соответствующем окружении, может быть органична для самых разных стилей.
Стили в современной ванной комнате можно условно поделить на следующие направления: классическое, “натурально-романтическое” и авангардное.
Классика в интерьере ванной комнаты определяется использованием соответствующей цветовой гаммы: это насыщенные, сложные цвета: красно-коричневый, бордовый, пурпурный, цвет старой бронзы, темно-зеленый и синий. Сочетание бело-голубой полоски на плитке с традиционной породой дерева, такой как орех, тоже считается классическим. Использование природного камня, чаще всего мрамора, или его имитации характерно для классических направлений. А так же возможно использование обоев, декоративных тканей и деревянных панелей для отделки стен. Применяются декоративные профили и конструктивные элементы, типа колонн.
Что касается формы мебели, светильников и сантехники то это “слепки” с исторических форм. По наблюдениям, для мебели и сантехники, находящихся в массовом производстве, чаще всего применяют стили середины 18-19 веков. Это классицизм, ампир, бидермейер, викторианский стиль и реже – стиль модерн начала 20 века. Понятно, что по частному заказу может быть выполнена мебель любой исторической эпохи. Дерево, как правило, применяется темное (красное дерево, орех, корень ореха, мореный дуб) часто искусственно состаренное. Цвет сантехники – белый и цвет слоновый кости для керамики, латунь и медь для металла.
Классика чрезвычайно привлекательна