«Водовороты и вращения» Сола ЛеВитта. Гигантское керамогранитное панно на станции метро «Коламбас Серкл» поражает воображение пассажиров ярким волнистым орнаментом.
Керамическое панно на станции метро «Коламбас Серкл» в Нью-Йорке (59-ая улица) спроектировал американский художник Сол ЛеВитт, один из пионеров концептуализма. 69000 пассажиров ежедневно пользуются этой станцией и имеют возможность созерцать композицию под названием «Whirls and Twirls» («Водовороты и вращения»), ценность которой в еще и в том, что она является посмертным наследием гениального художника.
Панно изготовлено в рамках программы модернизации нью-йоркского метрополитена. Уроженец штата Коннектикат, Сол ЛеВитт, приезжая в Нью-Йорк, всегда садился в метро, потому что у него не было водительских прав. Когда власти метрополитена обратились к нему с заказом, они предоставили художнику возможность выбрать любую поверхность для реализации 100-меторового панно, и он остановил свой выбор на главной фронтальной стене вестибюля станции, мимо которой циркулирует больше всего людей.
Сол ЛеВитт считается одним из отцов минимализма ХХ века. Его произведение обволакивает, создавая ощущение погружения в лабиринт форм и красок, которые раскрываются по мере продвижения вдоль панно. Размеры и форма керамических изделий привлекают внимание, никого не оставляя равнодушным.
До сих пор неизвестное публике панно Сола ЛеВитта «Водовороты и вращения», выполненное в стиле «настенных рисунков», в новом виде обладает гораздо более сложной структурой – оно собрано из многочисленных изогнутых керамогранитных плит, что, безусловно, обеспечит этому шедевру гораздо более долгую жизнь в сравнении с другими произведениями художника, нанесенными акриловой краской непосредственно на поверхности стены.
Керамогранитные плиты производства Alcalagres помогают создать структуру высокой сложности. Фото: Роб Вильсон «Водовороты и вращения» Сола ЛеВитта. Гигантское керамогранитное панно на станции метро «Коламбас Серкл» поражает воображение пассажиров ярким волнистым орнаментом.
Хотя в концептуальном искусстве исполнение произведения имеет второстепенное значение, в данном случае, ввиду сложности изготовления такого панно в США, заказчики решили прибегнуть к услугам испанских предприятий. Сам Сол ЛеВитт, незадолго до своей смерти в апреле 2007 года, проверял образцы цветов по прототипам керамических изделий, переданным ему предприятием Alcalagres.
Для изготовления цветных «водоворотов» и «вращений» гигантского панно понадобилось 315 глазурованных керамических плиток 45x90 см шести ярких цветов (желтого, зеленого, красного, синего, пурпурного и оранжевого) простых геометрических очертаний. Плиты входят друг в друга, создавая бесконечные цепочки, извивающиеся на поверхности стены, перекликаясь с вертикальными цветными полосами.
Работа, казавшаяся вначале не столь уж сложной, потребовала много времени и сил. Впервые произведение ЛеВитта воплощалось в керамической плитке. Его цвета были задуманы не для керамической палитры, а совсем для других материалов. После обжига керамогранита некоторые цвета потеряли стопроцентное сходство с исходными цветами художника.
Для этого были проведены десятки испытаний и глубокое исследование процессов, призванных обеспечить точное воспроизведение палитры, что в конечном итоге позволило ничем не нарушить оригинальный замысел, несмотря на использование другого материала.
Основной задачей стало как можно более достоверная передача замысла художника. Это потребовало использования особых технических средств, в частности, привлечения технологий предприятия Coarce, специализирующегося на водоструйной резке. Предприятию было поручено выполнение нескольких важных этапов работ.
Произведение одного из самых почитаемых художников второй половины ХХ века панно «Водовороты и вращения» на станции «Коламбас Серкл» - еще один прекрасный повод для посещения города небоскребов.