Активное развитие индустрии строительства диктует совершенно новые требования по использованию облицовочных и других отделочных материалов для создания абсолютно индивидуального облика современных зданий. Немаловажную роль при строительстве крупных объектов играет быстрая доставка и разгрузка различных стройматериалов. До недавнего времени, единственным способом избежать значительной порчи перемещаемых грузов была их ручная погрузка и разгрузка за счет использования немалого количества ручной рабочей силы, что было крайне невыгодно финансово в виду длительного простоя автотранспорта и оплаты труда работников. Сегодня эта проблема практически потеряла свою актуальность благодаря использованию крана манипулятора.
В современных грузоперевозках крупных объемов тротуарной и керамической плитки, керамогранита, кирпича и многих других крупногабаритных грузов всё чаще принимает участие автомобиль с краном манипулятором — специальным устройством, которое перемещает груз при помощи рычага. Машина, управляемая одним оператором, способна поднимать и опускать габаритные грузы на собственную платформу, транспортировать их. Сегодня перевозки манипулятором — это минимальные сроки перемещения грузов, благодаря чему повышается производительность работ на стройплощадке. Многие строительные компании с успехом используют эти машины, поскольку их высокая маневренность обеспечивает высокую производительность, качество и аккуратность погрузочно-разгрузочных работ. Как правило, манипуляторы, представленные на современном рынке, отличаются практичным управлением, имеют небольшие габаритные размеры. Наибольшим спросом пользуются автомашины грузоподъемностью до десяти тонн, осуществляющие погрузку и перемещение тяжеловесных грузов, транспортировку строительных вагончиков и бытовок различных конструкций.
Манипуляторы принято подразделять на два основных типа. Первый — оборудован крюком, размещенным на конце последней секции стрелы, угол наклона которой можно изменять. Секции поворачиваются в местах сочленений, поэтому при перемещении груза движения стрелы используется целиком. На втором типе манипуляторов устанавливается лебедка и крюк: движение груза реализовывается с помощью стрелы с гидравлическим приводом и лебедки. Последний вариант обычно используется для перевозки строительных бытовок.
Оба типа манипуляторов имеют как свои достоинства, так и недостатки. Если вы намерены арендовать или приобрести данный вид спецтехники, то следует, прежде всего, отталкиваться от типа работ, и в каких условиях они будут проводиться. В большинстве случаев предпочтительна аренда манипулятора, так как задействуются такие машины не постоянно. Достоинства первого типа манипуляторов заключаются в больших грузовых возможностях и довольно высокой скорости погрузочно-разгрузочных работ. К плюсам второго типа можно отнести возможность поворота колонны под любым необходимым углом, что исключает «мертвые зоны». Такая спецтехника позволяет работать в глубину без использования длинной стропы. При этом, благодаря контролю скорости вращения лебедки, грузовой манипулятор работает плавно, как при подъеме, так и при опускании груза. Из недостатков данного типа конструкции можно упомянуть относительно громоздкое складывание стрелы крана.