Представляем интервью с Рамоном Эстевe (1964, Валенсия) данного изданию CERASPANA, посвященного керамике, архитектуре и дизайну. Закончив Высшее архитектурно-техническое училище в Мадриде в 1990 году, он сразу же открыл студию и начал работать над собственными проектами. Инсталляции Эстеве характеризуются последовательностью, непосредственностью, чистотой линий. Поиск оптимального соотношения формы с содержанием, часто приводит архитектора к необходимости разработки мебели. Интерьер помогает людям лучше понять архитектурный язык здания.
Кроме частных интерьеров, Эстеве проектировал медицинские учреждения (например, новое здание Университетской больницы «Ла Фе» и Центр биомедицинских исследований имени Принца Фелипе, а также учебные заведения (средняя школа «Жауме I») и культурные центры, такие как Дом культуры муниципального банка Caixa в городе Онтиньент и здание библиотеки «Сант Жозеп». Недавно Валенсийский институт современного искусства (IVAM) посвятил монографическую выставку, посвященную 20-летию творческого пути Рамона Эстеве.
Вопрос: Над какими проектами Вы сейчас работаете?
Ответ: Сейчас наша студия готовит несколько проектов учебных заведений, оборудования и частных вилл, плюс проекты по оформлению интерьеров, разработке мебельных коллекций и услуги по стилистическому сопровождению ряда крупных предприятий.
Вопрос: Каково место керамики в этих проектах?
Ответ: В настоящее время мы проектируем дом для престарелых, где керамика используется во всех влажных зонах. Цвет напольной плитки керамогранита выделяет эти зоны внутри здания. Одновременно мы изучаем возможность укладки вентилируемого фасада из керамических плит для частной виллы, расположенной на берегу моря.
Вопрос: Почему Вы решили использовать керамику в проекте средней школы «Жауме I»?
Ответ: Уже с первых дней работы над этим проектов было принято решение использовать яркую детскую плитку, которая формирует характер здания и наделяет его своеобразием, контрастируя с грубой однородной поверхностью бетонных плит. Использование кафеля, традиционного и экономичного материала, универсального, с большим разнообразием форматов и одновременно простого в укладке, позволило нам решить все вопросы с оформлением здания, как снаружи, так и внутри. Во время подготовки проекта мы тщательно исследовали возможности керамических покрытий и классических способов ее укладки для максимального использования пластических возможностей этого материала. Яркие цвета эмали, покрывающей плитку, позволяют с легкостью ориентироваться в огромном здании и одновременно наделяют интерьер динамизмом, наполняют теплотой пространства, предназначенные для встречи и общения.
Вопрос: Когда и почему Вы решили использовать керамику впервые?
Ответ: Традиционное использование керамики для влажных зон характеризует все мои первые проекты. Со временем, по мере совершенствования технологий, я стал открывать возможности керамики в других помещениях и за пределами зданий, исследовать новые форматы и системы крепления, которые открывают широкие возможности в области дизайна. Причину такого интереса к керамике объяснить очень просто: это универсальный материал, гораздо более долговечный, чем другие. Старея, он сохраняет благородный облик.
Вопрос: Что Вы думаете об экспериментальной керамике?
Ответ: Это как раз то, что больше всего меня интересует. Мы говорим о материале, который обладает рядом неизменных свойств, которые еще не исследованы в полной мере. Возможности производителей в этой области безграничны. К примеру, в некоторых проектах мы исследовали возможность использования керамических материалов в еще не разведанных областях, например в качестве специальных элементов в перекрытиях.
Вопрос: Какими основными свойствами должны обладать материалы, чтобы отвечать потребностям архитекторов и их проектов?
Ответ: Помимо традиционных требований - прочности, простоты укладки керамической плитки и удобства ее использования, в настоящее время большое значение имеет экологичность материала, которую следует понимать, как возможность производителя изготовлять продукцию, не оказывающую агрессивного воздействия на окружающую среду ни во время производства, ни во время монтажа. Важными качествам сегодня являются также экономичность, обусловленная возможностями серийного производства, и гибкость, универсальность материала, его способность адаптироваться к цветовой гамме, текстуре и формату каждого конкретного проекта. Производитель материалов, учитывающий в своей работе эти новые требования, может приблизить свою продукцию к современному потребителю.
Вопрос: Как архитектор, с каким призывом Вы обратились бы к производителям керамических покрытий? Каково, по-Вашему, будущее керамики?
Ответ: У производителей керамических покрытий широкие возможности для интересных исследований. Думаю, что в этом смысле можно выделить два основных направления. Первое из них связано с дальнейшим удешевлением продукции благодаря серийному производству, второе, и самое перспективное, на мой взгляд, имеет отношение к детализации производства, возможности сполна использовать универсальность материала для выпуска изделий самых разнообразных отделок и форматов без увеличения цены.
Вопрос: Какие возможности есть у керамики в сфере реконструкции и ремонта?
Ответ: Думаю, это - материал, который прекрасно адаптируется к проектам такого типа, всегда очень четко обусловленным исходными обстоятельствами. Керамика обладает этим двояким преимуществом: как традиционный материал она не вступает в конфликт с исходными материалами и, в то же время, обладает способностью модифицировать пространства, не усложняя исполнительную часть проекта.
Вопрос: Каков Ваш идеальный материал?
Ответ: Материал, как я уже говорил раньше, вбирающий в себя все полезные свойства керамики, позволяющий создавать новые изделия, не увеличивая себестоимость, основанный на серийном производстве промышленных предприятий.
Вопрос: Вы решились бы сами создавать дизайн керамической плитки? Что рисует Вам воображение?
Ответ: Одно из направлений моей работы - сотрудничество с промышленными предприятиями в дизайне новой продукции. Опираясь на свой опыт архитектора, я готовлю предложения и проекты для запуска в серийное производство. В случае с керамикой, мне это также было бы интересно.