Технологические достижения производителей керамики позволяют получать изделия с идеальной отделкой, в точности воспроизводить цвета, создавать эффекты, контролируемые до мельчайших деталей. Тем не менее, в последние годы, технологическим достижениям противостоит обратная тенденция, отвергающая стандарты точности и совершенства. Бросая вызов единообразию, эта новая тенденция культивирует изъян, требует изделий, ничем не напоминающих о серийном производстве.
В последнем докладе, разработанном Обсерваторией керамики совместно с Обсерваторией тенденций в развитии среды обитания человека, новая тенденция именуется «Незавершенное производство» («Work in progress»). Она вбирает в себя все ресурсы, проистекающие непосредственно из производственной сферы или вдохновленные производственными процессами.
Особую привлекательность приобретают сырые, необработанные материалы, или, как минимум, материалы, создающие такую иллюзию. Изделия и целые коллекции, выдержанные в этом стиле, выглядят недоработанными, обращают на себя внимание многочисленными дефектами отделки, как если бы они не были закончены, или наоборот, сильно износились от интенсивного использования. Именно такой эффект рассматривается сегодня как главное эстетическое достоинство.
Главная особенность новой тенденции — кажущееся несовершенство, грубая обработка, эффект изношенности, незавершенности, производственного брака.
В последних керамических коллекциях новая тенденция часто прослеживается в неровной, плохо обработанной поверхности изделий, наводящей на мысль о вторичном использовании или кустарном изготовлении. Так, имитируя деревянные покрытия, керамогранит «под дерево» воспроизводит натуральную морёную древесину, «доски» с неравномерно ободранным лакокрасочным покрытием, неровно напиленные, словно сохранившиеся после сноса старого здания.
Керамические «металлы» выглядят зацарапанными, со следами коррозии и даже вмятинами. Обычная цветная плитка кажется линялой, хранящей на себе следы многолетнего использования. Большое распространение получил эффект растрескивания красочного слоя — кракелюр. Так заявляет о себе концепция несовершенной красоты, эстетика неоконченного, в которой изъян из недостатка превращается в основной декоративный ресурс.
Многие материалы подаются необработанными. Их несовершенство используется как ресурс, стимулирующий воображение.
Как известно, способ укладки материала — также один из важных элементов художественного оформления. В новой тенденции, керамическая плитка иногда покрывает лишь часть пола или стены. Работа выглядит неоконченной, но керамика, так или иначе, выполняет свою роль, служа украшением интерьера.