Зрительные и тактильные ощущения, элегантные световые эффекты, изысканные эстетические концепции....новаторские факторы, вызывающие желание прикоснуться к стенам и обнаружить великолепные полы, единственные в своем роде и все-таки повторимые поверхности.
Очень часто секрет удачного архитектурного проекта скрывается в выбранных материалах. От их совокупного качества, от технологической эффективности, от эксплуатационных характеристик и формального качества зависит результат создания как городской площади, сложного торгового центра так и чарующей домашней турецкой бани (хаммам). При всем этом керамическая плитка проявила себя действенным союзником проектировщика.
Действительно, благодаря своему многообразию, керамическая плитка пригодна для общественных пространств, но превосходно решает также проблему непрерывности, также и зрительной, между домом и террасой или садом. Вся заслуга принадлежит изысканиям, которые являются основой постоянного обновления продукции, адекватно отвечающей изменяющимся требованиям современной архитектуры. Из различных видов этого многостороннего и многогранного материала мы выбрали пять и для каждого из них - макротенденции его в архитектуре и дизайне интерьеров.
Соблазны материи. Побеждают тона «шик больших городов», способные обогатить все оттенкам серого (под цемент, лофт). Раскрываются текстуры и особые пространственные формы, меняющие «вид» в зависимости от освещения. И снова плитки, которые играют объединяя противоположности: дизайн черного на белом. А также металлический и оксидный эффекты. Таким образом получают оригинальную и удивительную смесь между блестящим и очаровательным материалом, таким как сталь, и в то же время теплым и обволакивающим, как кожа. Их используют для облицовки ванн в центре помещения с чистыми и четкими линиями, а также для реализации проветриваемых фасадов, поглощающих вибрации и тепловые расширения. Интересна также интерпретация керамической плитки как картины большого формата, которая становится абсолютным главным действующим лицом на стене гостиной или кухни.
Неодекор. «Имитация» и свободное сближение эпох, цветочные мотивы в рисунках экзотичных арабесок и, наконец, линии, создающие оптический эффект, в точности как в 70-е годы. Расцветают цветы на внутренней облицовке: Экстралардж, стилизованные, опять же геометрические. Видим, что вновь побеждают цветовые гаммы, насыщенные и блестящие, а также навевающие воспоминания, как китайский лак. Утверждаются коллекции переходные и всеобъемлющие, которые включают различные материалы: микромозаику, стеклянные листели, керамогранит, роспись и лепку. Проектировщики могут дерзко и непринужденно подбирать форматы (зачастую прямоугольные) и листели, которые становятся главными действующими лицами в новом домашнем лексиконе. Простор для открытий и экспериментов. Их используют для создания ощущения перспективы жилища или реализации панелей и кулис, которые сами по себе могут полностью характеризовать домашнюю обстановку и не только. Утверждается искусство керамической облицовки, отталкивающееся от моды и играющее важную роль в организации общественных и приватных пространств.
Органичная обстановка, вернее безупречное гармоничное сочетание между природой и структурой, способна дарить эмоции. Керамическая плитка рассматривается как третья кожа, где первой является кожный покров, а второй – одежда. Вот и производители предпочитают иногда темные тона, как кофе, иногда светлые, как песок. Природа с высокотехнологическим содержанием– тема, которая держит банк в теоретических исследованиях по вопросам архитектуры и дизайна интерьера в целом. Вдохновение навевают природные камни и их вычурные структуры (достигая при этом качественных характеристик, идущих гораздо дальше созданных природой); усиливаются идеи биоархитектуры и экологии; проводятся эксперименты с форматами экстралардж. Предлагаются материалы морозостойкие, с низкой абсорбцией влаги, противоскользящие, которые вполне могут выполнять роль главного действующего лица во всех этих наружных пространствах, которые созданы под знаком единого целого между проектом и природой. На первом плане также завораживающие идеи, заимствованные из далеких стран, будь то загадочная Индия или первобытная Африка.
Применяются для полов, облицовки стен а также для террас и садов. Керамические плитки с несовершенствами поверхности, с впадинами и трещинками, иногда полированные, иногда обогащенная линиями, разрезами и особыми формами. В этой среде приобретает важность толщина керамической плитки: так толщина полов в старом стиле достигает 15 мм, тогда как толщина плоскостей кухонь «фейшен» сводится до нескольких миллиметров. Современное производство керамической плитки позволяет изготавливать материал, толщина которого равна 3мм.
Всеобщий велнесс и Ао стиль. Восточные мотивы для гладких поверхностей, приятных на ощупь. В связи с этим появляется идея "soft touch" (мягкого прикосновения), типичная для цифрового управления, когда достаточно легкого прикосновения к умной панели, чтобы зажечь свет, а небольшим изменением силы прикосновения можно отрегулировать его интенсивность. На экспериментальном уровне существуют уже плитки, включающие в себя светящиеся элементы или стеклянные части, чтобы усилить роль осязания и создавать эффекты типа «вижу - не - вижу». Из едва намеченных оттенков выделяются голубые и те, которые выбраны за их способность придавать жилищу спокойную и расслабляющую атмосферу. Цвета, заимствованные из хромотерапии для создания специальных уголков, богатых различными чувственными ощущениями даже в ограниченном пространстве.
Их используют для покрытия больших душевых кабин с целью создания микрокосмического пространства тепла и комфорта, общественных и приватных хаммамов. Для покрытия стенок бассейнов, предназначенных для отдыха и расслабления, рекомендуются все оттенки бирюзового цвета.
Бабель стиль, или же «говорящая» плитка. Речь идет о направлении, занимающем определенную нишу, но очень сильном с точки зрения выразительности, особенно ценящимся молодыми. Материал становится словом и числом, играет с геометрическим рисунком, создает формы с ироничными и супердекоративными мотивами, начиная от кожи крокодила и прожилок на дереве, вплоть до плетеных циновок. Да, это мозаика, но кусочки становятся круглыми. Что касается цвета, то господствует правило: никаких полумер, предпочтение отдается тонам сильным и решительным, как на картинах Пикассо, свежим и успокаивающим, как у Дэвида Хокни, или же бесцветной легкости: белый, цвет слоновой кости, серебристый. Их применяют для выписывания фона, рассматриваемых как ковры; плитки, декорированной как ткань; поверхностей, оживленных кое-где фрагментами страза. Идеальное место назначения не только жилой дом, открытый для друзей, но также, и прежде всего, модные общественные места: ресторан, изысканная дискотека. Имеется тенденция смешивать стили и следовать направлению выхода за рамки любой предопределенной схемы. Конечным результатом этих «созидательных смешений» является жилье и архитектура в целом, отвечающая не только потребительским критериям, но так же эстетическим и эмоциональным.
Как прокомментировал на недавно состоявшемся конгрессе социолог Джампаоло Фабрис: «Мы перешли от современного общества к обществу постсовременному, характеризующемуся плавностью, двусмысленностью, текучестью, многоместностью и эклектизмом. Потребителем является «фланер» - любопытный индивидуум, который желает исследовать, путешествовать по Интернету». Эта последняя тенденция ведет нас к окончательному заключению о том, что керамика утверждает себя в качестве материала без границ.
Слово «космополитизм» вошло уже в ежедневный лексикон. Его обворожительное значение указывает на смешение культур и людей, характеризующую наши дни. И таким образом, благодаря также такому простому казалось бы элементу, как плитка, мы можем стать гражданами мира, а целый мир может оказывать влияние на наш стиль жить и интерьер жилища.
Барбара Джероза (courtesy Brava Casa)