Предмет, произведенный в Италии, развитие которого идет вместе с керамикой по пути многообразия линий, форм и стилей.
Вначале была раковина на пьедестале. Невозможно представить ее вне логики чисто функционального назначения или вне эстетического проекта в сочетании с остальной сантехникой. Сегодня панорама полностью изменилась. Гедонический индивидуализм, который превратил ванную комнату в нового главного героя жилища, затрагивает смысл и дизайн каждого отдельного предмета интерьера с неслыханным богатством проектных вариантов. Это направление включает многообразие линий, материалов и стилей.
Начиная с 80-х годов функции сочетающихся между собой предметов обстановки ванной комнаты разъединились, предоставив впоследствии раковине роль иконы интерьера, которая освободилась от стандартных размеров, монолитной и скульптурной внушительности, представляя обилие форм, новые выражения керамического материала. Все это выливается в чрезвычайно широкую и разнообразную панораму продукции, внутри которой обзор проектных тенденций не может не заметить одновременное присутствие противоположных эстетично - формальных принципов: бесстыдное выставление напоказ и мимикрию, подчеркнуто угловатые объемы и абсолютную плавность линий, сверхкрупные и сверхмелкие пропорции, белый цвет как господствующий в противопоставлении другим цветам и декору, как освобождение от уходящего в прошлое классического понятия «сантехническая керамика», технологичность синтетических материалов и тактильное качество природных материалов.
Также и в этом специфическом секторе отличительные черты произведенной в Италии продукции основываются в первую очередь на свободе творчества, - которой безусловно соответствует высочайший уровень технологических возможностей, дающих такие разнообразные результаты. Это ведет к такому обширному предложению продукции, что оно способно удовлетворить любое специфическое требование к стилю, размерам, функциональности. Тот факт, что сегодня ванная комната как и кухня, становится наиболее «действующим» пространством в жилище, является плодородной почвой для выражения дизайна, стимулирует творческие разработки лучших проектировщиков. Можно с уверенностью говорить об итальянском феномене, утверждающем успех «авторского дизайна ванной комнаты».
На сегодняшний день несколько проектировщиков раковин, интерпретирующих поведение в ванных комнатах как своего рода ритуал, в качестве эмблематических примеров для туалетного пространства создали два настоящих “neo-tualettes” - дизайнеры Раола Навонэ и Нуклео, - под знаменем визуального изобилия и лингвистического многообразия, с очарованием винтейдж и восточных мотивов для одного и оригинальным синтезом барокко–византийского стиля для другого.
В совершенно противоположном стиле, исходя из абсолютной чистоты форм, вплоть до чисто геометрических, работают такие проектировщики как Антонио Читтерио, Рьеро Лессони, Джулио Капеллини, Роберто и Людовика Паломба, Карло Коломбо, создатели раковин, каждый из которых выходят за пределы изображения тазика, - кто подчеркивая углы, кто уменьшая глубину, кто пряча чашу, кто следует за естественным стоком воды вдоль слегка наклонного дна. Извилистость и мягкость линий, явная ссылка на текучесть воды являются отправными пунктами дизайна, предложенного Массимо Иоза Гини или Марко Пива. И когда форма не ссылается напрямую на природу, то об этом заботится декор. Цветы, ветки, листья и арабески (в полной гармонии с тенденциями облицовочной плитки) наносятся не только на раковины, но и на другую сантехнику. Женственный штрих, внесенный Патрицией Урквиола и Терри Пекора (не избежал цветочного соблазна также и Маттео Тун), действительно облагородил «трудные» объекты, внедренные в помещения, в которых декоративную функцию выполняла исключительно облицовочная керамика, открывая потенциальное эстетическое течение, направленное на всеобщий «flower-look».
Бесспорный успех устанавливаемых сверху на мебель моделей открыл дорогу не только освобождению форм и вариациям на тему дедовского тазика, но также новому пространственному отклонению. Раковина переходит от минимальных пропорций к максимальным, образуя для одной и той же модели обширную гамму промежуточных размеров. Таким образом, ответ различных предприятий на все более растущий спрос гибкости и индивидуальности, прежде всего со стороны проектировщиков, превращаются в самые настоящие размерные наборы.
Последний признак эволюции сектора – живейшие исследования в области материалов. Даже если керамика всегда остается основным материалом для изготовления раковин, нельзя не отметить, что технологический прогресс внедрил синтетические материалы, состоящие из акриловых смол и минералов, а также применяемый во многих вариантах натуральный камень. Возникает конкуренция, которая подталкивает к новациям и к поискам красоты в секторе производства раковин.
Катрин Коссета
(courtesy Interni)
Итальянская плитка для ванной от иминитых производителей.