Керамическая плитка, возведенная в категорию прекрасного, наполненные неповторимой магией городские пространства, чистейший и неподражаемый постмодерн, дерзость, выход за рамки обыденного, дивертисмент, фантазия и концептуальное искусство – все смешалось и переплелось на третьей выставке «TransHitos», которая проводилась в феврале текущего года в рамках Международной выставки керамических покрытий Cevisama в Валенсии.
Экспозиция ознаменовала собой завершение блестящего этапа в развитии керамической промышленности Испании. В числе организаторов TransHitos: Департамент дизайна и архитектуры Технологического института керамической плитки (ALICER), предприятия, входящие в Испанскую ассоциацию производителей керамических покрытий (ASCER), Институт малых и средних предприятий Валенсии, Государственное общество по инновациям и развитию дизайна, Испанская ассоциация производителей сантехники. При их поддержке авторы проектов, представленных в экспозиции «TransHitos», ломают стереотипы, ведут поиск новых декоративных и функциональных возможностей применения керамических материалов. Авангардный дизайн превращается, с их легкой руки, в источник свежих идей, которые обогащают мир керамики, раздвигая его границы.
Лучшие дизайнеры превратили «TransHitos» в витрину новейших достижений керамической индустрии. Экспозиция, ежегодно организуемая в рамках выставки Cevisama, открывает новые горизонты применения керамики: художественного, урбанистического или пейзажного. Выставленные здесь работы показывают, как способен эволюционировать такой древний материал, как облицовочная керамическая плитка, впитывая в себя самые передовые и поражающие воображение тенденции.
«TransHitos» - это новый взгляд на кафельную плитку. Общую выставочную площадь 600 квадратных метров, художники и дизайнеры разделили на 6 различных пространств, посещение которых позволяет расслабиться, отключившись от головокружительного ритма работы выставки. Отсюда открывается многообещающая панорама новых, нетрадиционных, выразительных, художественных и функциональных возможностей керамических покрытий.
Различные пространства выставки «TransHitos2007» объединены общим интересом к социальным темам, таким как охрана окружающей среды, устойчивое развитие и доступность, все это в сочетании с музыкальным оформлением на основе известных шлягеров XX века. Первое из пространств показывает посетителю проекты, удостоенные Пятой премии в области архитектуры и оформления интерьеров под звуки ‘Forever young’ Боба Дилана. Здесь привлекает к себе внимание стальная скульптурная композиция в виде металлоконструкции, облицованной керамической плиткой. Словно зеркальная мозаика, эта композиция, задуманная как городская скульптура, отражает, дробя на тысячи разноцветных бликов, окружающий городской ландшафт.
Эта же композиция знакомит гостей с проектами, удостоенными VI Премии: облицованными керамикой кубическими корпусами нового архива автономной области Кастилия-Ла-Манча в Толедо (по проекту архитектора Гильермо Васкеса Консуэгры, премия в области архитектуры); керамическими коврами Хосе Мигеля Рольдана и Мерсе Беренгэ (премия в области оформления интерьеров) и проектами лауреатов премии в категории лучших дипломных работ. Всем победителям последнего конкурса на соискание премии нашлось место в этом не самом шумном, но безусловно, одном из самых интересных уголков многолюдной международной выставки.
Путешествие по пурпурно-фиолетовому пространству «TransHitos» продолжается. Уже не слышен голос Дилана, и осталась позади зеркальная скульптура первого зала. Мы входим в «Керамический лес», пространство, оформленное специалистами ALICER с помощью изделий ручной работы из экструдированной керамической плитки и терракоты. Звучит тема старой рок-группы «Уайтснейк»: ‘Is there no love in the heart of the city’. Надежду встретить любовь в сердце большого города, художники сумели передать с помощью абстрактных модульных керамических деревьев, вырастающих посреди городских площадей как актуальное напоминание о живой природе в бесконечных асфальтовых джунглях. Рядом со стволами и между ними, установлены цельные, не обрезанные заранее, горизонтальные керамические детали из экструдированного материала, пригодные для самых разнообразных целей.
Наша третья остановка носит имя женщины. Тереса Сапей, архитектор и дизайнер интерьеров, прекрасный знаток пластических, креативных и функциональных возможностей керамики, использовала серый цвет для оформления большого куба с выступами, чем-то напоминающего кубик Рубика. Под сопровождение известной темы ‘Natural woman’ в исполнении Кэрол Кинг Сапей продемонстрировала игровые возможности керамических материалов, основанные на различных сочетаниях цветов и текстур, раскрывающих, по мнению художницы, женское начало керамики. Так же как и кубик Рубика, куб Тересы Сапей меняет цвет своих граней при перемещении составляющих его модулей. Завораживающий, привлекательный, колоритный и совершенный, как та «естественная женщина», о которой поется в песне Кэрол Кинг.
Четвертое пространство «TransHitos» – возможно, самое оригинальное в экспозиции. Это ни что иное, как облицованный плиткой автомобиль. Необычный, оригинальный и интригующий со всех сторон. Так, при помощи Чика Кореи и его блестящей джазовой композиции ‘500 miles high’ представил это пространство архитектор и дизайнер Джули Капелья, считающий, что главные открытия в мире керамики еще впереди.
Для облицовки автомобиля была использования пористая керамика и элементы оборудования для ванной. Универсальность керамических материалов нашла новое подтверждение в этом неожиданном применении, поразившем всех, кто познакомился с экспозицией. По мнению автора, инновационные предложения в производстве керамической плитки произведут настоящую революцию в мире дизайна. Эти предложения основываются на высоких технологиях и включают изделия сверхкрупного формата, высокой прочности, уникальных цветовых гамм и текстур.
Коллектив Департамента дизайна и архитектуры Института керамических технологий поразил воображение посетителей «пурпурно-фиолетовых залов» неожиданной игрой геометрических фигур, выполненных из глазурованной каменной керамики. Изделия, идеально вписывающиеся в обстановку, дают ощущение спокойствия и отвлекают от мирской суеты. Керамика выступает здесь в качестве главного действующего лица. Изделия вставляются друг в друга с помощью специальных пазов. Это помогает создавать открытые объемы, играть цветами, перемежать горизонтальные и вертикальные поверхности. Как молекулы ДНК или цепи атомов, квадратные керамические элементы складываются в завораживающие двухцветные конструкции, секрет которых хранит в себе каждая из деталей, представляющих собой ни что иное, как металлическое ядро, со всех сторон покрытое керамикой.