РЕШЕТЧАТЫЙ ФАСАД ИЗ 15.000 КЕРАМИЧЕСКИХ ПЛИТОК ВСТРЕЧАЕТ ГОСТЕЙ ИСПАНСКОГО ПАВИЛЬОНА НА ВСЕМИРНОЙ ВЫСТАВКЕ В АИТИ (ЯПОНИЯ)
Один из разделов Всемирной выставки в Аити (25 марта – 25 сентября 2005 года) называется “Искусство жизни”. Этот девиз как нельзя лучше резюмирует содержание испанского павильона, устроители которого ставят своей целью укрепление отношений между народами Испании и Японии. Павильон построен по проекту архитектурной студии Foreign Office Architects (FOA), возглавляемой испанским архитектором Алехандро Саэро и его женой, иранкой Фарсид Муссави. Самый запоминающийся элемент проекта – многоцветная решетка из керамической плитки, словно обволакивающая все здание павильона.
Вентилируемый фасад в форме керамической решетки опоясывает внушительный павильон, созданный Саэро. Внутри здания – просторный центральный холл с куполом, а вокруг него – пять своеобразных “капелл”, каждая из которых иллюстрирует одну из сфер, в которых со всей полнотой раскрывается испанский образ жизни. Основное содержание экспозиции площадью 2.430 кв. метров посвящено изобразительному искусству, классической музыке, кухне, спорту, светской жизни и разнообразию природы.
По словам архитектора Саэро, “павильон символизирует вклад старой и современной Испании в диалог между культурами и их сосуществование во имя будущего. Столкновение и смешение двух культур, исламской и иудейско-христианской, обозначаются двумя базовыми элементами их архитектурной традиции: решеткой и куполом”.
КУСОЧЕК ИСПАНСКОЙ ЗЕМЛИ В ЯПОНИИ
Включение керамической плитки в проект испанского павильона не случайно, ибо как в Испании так и в Японии существует богатая традиция использования этого материала. Имеет значение и тот факт, что район, в котором открылась Всемирная выставка, является одним из центров керамического производства Японии. В ходе посещения испанского павильона наследный принц Нарухито высоко оценил идею “привести кусочек испанской земли в Сето, на родину японской керамики”.
Сложная керамическая решетка строится на основе шестиугольных элементов. Опорные конструкции и крепления из нержавеющей стали для механической установки также разработаны Алехандро Саэро. 15.000 изделий из керамики (11.000 полых и 4.000 плоских) изготовлены фирмами Cerámica Decorativa и Toni Cumella. Система решетки состоит из 14 изделий: шести различных шестиугольников и соответствующих симметричных элементов, которыми облицованы внешняя и внутренняя поверхности стены, плюс две специальные плитки для углов. Стена приобретает облик своеобразной мембраны неправильной формы. Этот эффект усиливается использованием широкой палитры теплых тонов: два красных, селеново-оранжевый, желтый, коралловый и темно-коричневый.
Строгие строительные стандарты, действующие в такой сейсмоактивной стране, как Япония, заставили Саэро и Муссави оставить между плитками зазор в один - два сантиметра. В конечном итоге это требование даже украсило проект, придав ему особую легкость. Пространство между решеткой и твердой внутренней конструкцией выполняет роль крыльца, словно размывающего границы между внутренними и внешними пространствами павильона. Просеивая свет, решетка создает красивую игру света и тени.
Технология производства керамических плиток фирмами Cerámica Decorativa и Toni Cumella была разработана специально для этого проекта ввиду повышенных требований к техническим характеристикам плитки и сложности их формата. Понадобилось 14 форм для жидкой массы и два этапа обжига. Первый, медленный обжиг – в тоннельной печи, для обеспечения высокой прочности изделия. Второй – обжиг в течение 26 часов в муфельной печи после нанесения поверхностной эмали методом аэрографии.
Результатом этих усилий стал один из самых примечательных павильонов Всемирной выставки. По ее окончании архитектор предлагает подарить керамические плитки детским садам города Нагойи, где они могут использоваться как детский конструктор, либо использовать материал для создания парковых скульптур так, чтобы “испанская земля слилась с землей Японии”.
ХУДОЖНИК, ИЗДЕЛИЕ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ
С 1992 года Алехандр Саэра, вместе с иранским архитектором Фаршид Муссави, возглавляет архитектурную студию FOA (Foreign Office Architects). Саэра родился в Мадриде , закончил здесь же Высшее техническое архитектурное училище, а затем магистратуру в Школе дизайна при Гарвардском университете. Позже учился в Студии градостроительной архитектуры (Office for Metropolitan Architecture, сокращенно OMA) Рема Коолхааса. Стал одним из финалистов конкурса “Нулевой зоны” в Нью-Йорке, где победителем вышел Артур Либескинд. Саэра – приверженец функциональной архитектуры, один из самых популярных за рубежом испанских архитекторов. Его самый известный проект – Мост в порту Иокогамы, в Японии. В настоящее время архитектор работает над целым рядом проектов в Испании и других странах.
Около 15.000 керамических плиток обрамляют с обеих сторон круговую стену высотой более 11 метров, формируя вентилируемый фасад здания. Производитель – предприятие из Валенсии Cerámica Decorativa, в сотрудничестве с Тони Кумельей.
Cerámica Decorativa – предприятие, основанное семьей Паскуаль-Барререс еще в 1862 году, когда фирма специализировалась на производстве кустарной терракоты для пола. В 1967 году компания переместилась в город Олива.
В настоящее время, как и больше века назад, Cerámica Decorativa выпускает кустарную терракотовую керамическую плитку для проектов, требующих мудрости старинной кустарной традиции и, в то же время, высокого качества современного производства, отвечающего всем требованиям сегодняшнего дня.
В нашем магазине можно купить испанскую плитку для ванной и керамогранит.