Франсеск Рифэ – один из самых известных оформителей Испании. Дипломированный специалист по интерьерам и промышленному дизайну. Рифэ стал лауреатом Премии ”Кафель Испании” (Azulejos de Espana) 2002 года. Оформительский метод Рифэ, известного своими мастерскими комбинациями керамических изделий, основывается на идеале цельности и эстетической насыщенности окружающей человека пространственной и предметной среды, на принципах геометрического равновесия и формальной строгости.
Произведения Рифэ можно увидеть как в Испании, так и за рубежом, где они неоднократно завоевывали призы, присуждаемые в области дизайна. В настоящее время он сам входит в жюри различных премий, в том числе премии ”Кафель Испании” (Azulejos de Espana) и “Развития декоративного искусства” (FAD).
1. Как ты понимаешь керамическую плитку? Чем она является для тебя?
Мне нравится использовать керамическую плитку, потому что это материал, допускающий резкие контрасты. Он может быть одновременно теплым и холодным, совершенно простым и абстрактным. Но что больше всего привлекает меня в керамической плитке, это благородство и мягкость текстуры. Как материал, традиционная керамическая плитка обладает достаточной индивидуальностью для того, чтобы стать основой проекта. Ее возможности, по текстуре, богатому колориту, размерам и светоотражению поистине неисчерпаемы.
2. Какими преимуществами, по твоему мнению, обладает керамическая плитка в сравнении с другими материалами, используемыми при оформлении интерьеров?
Помимо наиболее известных, таких как простота чистки, гигиеничность, важное преимущество керамики состоит в ее текстурном богатстве, в возможности постоянного обновления. За последние три года появилось много кафельной плитки, совершенно не такой, с какой мы работали раньше, что позволяет, как я уже говорил, создавать оригинальные интерьеры, не поступаясь функциональными свойствами этого материала.
3. Удовлетворяет ли испанская промышленность все потребности современного интерьера?
Внимание к жилищу и вообще к эстетике быта и удобству в последние годы в Испании сильно возросло, особенно среди молодежи. Являясь элементом моды и дизайна, керамическая плитка играет в этой тенденции очень важную роль. Кафельная плитка позволяет эффективно решать некоторые задачи, стоящие перед оформителем, но поиск еще не завершен, необходимо продолжать совершенствовать дизайн, открывать новые сферы применения и т.д.
Предприниматели должны исследовать новые структуры, форматы и методы использования керамических покрытий, для того чтобы оформитель мог более свободно комбинировать эти изделия, формируя пространство. Производители должны создавать продукцию, а мы, оформители, будем ее использовать, но для этого мы должны поддерживать постоянный контакт. Думаю, что необходимы новые формы взаимодействия между производителями керамической плитки и керамического гранита и специалистами по интерьерам ванных комнат и других помещений.
5. Думаешь, что присуждаемые премии служат сближению производителей с архитекторами и оформителями?
Вне всякого сомнения, Премия ”Кафель Испании” (Azulejos de Espana), является эффективным средством связи между промышленностью и миром дизайна. Благодаря премиям, архитекторы и оформители интерьеров могут познакомиться, в массе, с интересным опытом, новаторскими решениями, что помогает им использовать керамическую плитку при планировании новых проектов.
6. Какие еще мероприятия могли бы послужить расширению диалога между производителем и оформителем–материаловедом?
Думаю, можно было бы проводить конкурсы на поиск новых сфер применения керамических текстур, различных форматов и вообще на лучшее новаторское использование керамической плитки. Керамическая плитка – материал, обладающий широкими возможностями, оптимальными техническими характеристиками и потребительскими свойствами. Об этих преимуществах керамики необходимо постоянно информировать оформителей для того, чтобы использование материала не ограничивалось кухнями и ванными.
7. Какие общие тенденции намечаются в дизайне в ближайшие годы?
Как это уже было заметно в последнее время, к материалам и элементам декора предъявляются сегодня уже не только чисто эстетические, но и функциональные требования. Тенденция заключается в поиске формального равновесия между эстетикой и функциональностью.